Противотанковые пушки. Лучшая чехословацкая противотанковая пушка Масса походная, кг

Параллельно с созданием 37-мм пушек фирма «Шкода» разрабатывала и более тяжёлые 47-мм противотанковые орудия. Однако в довоенной чехословацкой армии им послужить не пришлось - пока Министерство национальной обороны закупало 37-мм пушки kpúv vz. 34 и vz. 37, их более мощные «родственницы» шли на экспорт. Когда же дошла очередь до собственной армии, было уже поздно: 47-мм пушки поступили прямиком в арсеналы вермахта.

В начале 30-х годов фирма «Шкода» создала серию скорострельных универсальных орудий на тумбовых лафетах, обозначавшихся литерой Z. Одной из них стала 47-мм пушка Z3. Не слишком подходившая на роль зенитки из-за малой скорострельности, она показала выдающиеся противотанковые характеристики: эффективная дальность огня по бронированным целям достигала 2500 м, а на дистанции 1500 м снаряд Z3 мог пробить 32-мм лист цементированной брони. Такие показатели вызвали вполне понятный интерес военных, однако другие параметры быстро охладили их пыл: по предварительным прикидкам, масса 47-мм пушки в противотанковом исполнении далеко переваливала за пять центнеров. Военные же требовали уложиться в четверть тонны, чтобы расчёт не перетруждался, перемещая орудие по полю боя. В итоге Министерство национальной обороны отдало приоритет 37-мм пушкам, но работы по орудиям более крупного калибра продолжались.

История создания kpúv vz. 38

Путь, приведший к появлению 47-мм полевой противотанковой пушки, был довольно извилист. Начался он в декабре 1934 года, когда Министерство национальной обороны заказало «Шкоде» противотанковое орудие, предназначенное для монтажа в фортификационных сооружениях. В этом случае ограничения по массе не имели решающего значения, и специалисты только что созданного на фирме конструкторского бюро по крепостным вооружениям выложились, что называется, по полной.

47-мм крепостная пушка А6 (впоследствии принятая на вооружение под обозначением vz. 36) на дистанции 1650 м пробивала 55-мм бронеплиту (вероятно, не цементированную), а практическая скорострельность достигала 25 выстр./мин. За это пришлось заплатить изрядной массой - орудие в сборе (со спаренным 7,92-мм пулемётом) весило более 1,5 т. Тем не менее эта пушка стала отправной точкой для создания полевого варианта под фирменным обозначением А5. Ещё одним «источником вдохновения» стали разработки 37-мм пушек kpúv vz. 34 и vz. 37. Вместе с тем создатели А5 заложили в своё орудие целый ряд передовых идей. Другими представителями семейства 47-мм пушек, основанного на А6, должны были стать танковое и корабельное орудия.

Взяв за основу автофретированный ствол-моноблок крепостной пушки, конструкторы смогли значительно облегчить его: у А6 этот узел вместе с затвором весил 192 кг, а у А5 - 160 кг. Ствол снабдили высокоэффективным дульным тормозом. Станины лафета, как и у 37-мм пушек, могли складываться. Существенным нововведением стал полностью поворотный верхний станок - в походном положении он разворачивался на 180°, а ствол фиксировался к сведенным станинам. Колёсный ход был отделяемым - пушка могла стрелять как с колёс, так и с опорной платформы. Двухсекционный орудийный щит толщиной 4,7 мм выполнили легкосъёмным. Да и всё орудие можно было легко разобрать на несколько частей для переноски. Сохранялась и возможность буксировки орудия на поле боя силами расчёта, хотя А5 весила вдвое больше, чем kpúv vz. 34.

Как и в случае с 37-мм пушками, А5 создавалась в трёх вариантах, отличавшихся конструкцией колёс и станин. Пехотный вариант «Р» имел деревянные колёса и складывающиеся станины. Транспортировка его на марше осуществлялась конной тягой. Но если для 37-мм пушки хватало одной лошади, то 47-мм тянули две, запряжённые цугом. Кавалерийский вариант «J» отличался дисковыми металлическими колёсами с пневматиками и нескладывающимися станинами. Возка орудия с передком (у пехотной пушки передок отсутствовал) производилась четырёхконной упряжкой. Наконец, вариант «М» (для моторизованных частей) имел колёса, как у кавалерийской пушки, но складывающиеся станины.

Испытания и принятие на вооружение

Прототип пушки А5 (заводской номер 18085) был изготовлен в 1936 году и в течение этого и последующего годов проходил интенсивные заводские испытания. Министерство национальной обороны пристально следило за их ходом. Вероятно, и само создание полевой противотанковой пушки на базе удачного крепостного орудия было инспирировано министерством. Довольно долго интерес к 47-мм пушке оставался чисто академическим, в практической же плоскости военные были заняты войсковыми испытаниями, приёмкой и внедрением в войска 37-мм пушек kpúv vz. 34 и vz. 37. Лишь весной 1938 года, на фоне обострения международной обстановки, военные вплотную занялись орудием А5, уже активно продвигаемым «Шкодой» на зарубежные рынки.

Пушка А5 (пехотный вариант).
presqu-ile-de-crozon.com

17 мая 1938 года начались официальные испытания пушки А5 в присутствии представителей Министерства национальной обороны и Военно-технического института. Продолжались они вплоть до объявления мобилизации в сентябре того же года. Испытания стрельбой прошли вполне успешно. По бронебойным качествам А5 превосходила любые другие противотанковые орудия - как отечественные, так и зарубежные (те, по которым имелась информация). Очень высоко военные оценили и мощность 2,3-кг осколочной гранаты - благодаря ей пушка могла с успехом применяться для поражения огневых точек и живой силы противника.

Хуже обстояли дела с испытанием возкой. Орудие прошло 4326 км, из них 1958 км на деревянных колёсах и 2368 км - на пневматиках. Так же, как и в случае с kpúv vz. 37, выявилась недостаточная прочность колёсной оси: пришлось переделать её по автомобильным стандартам с применением более качественной стали. Кроме того, переделке подверглось сцепное устройство. В таком виде орудие осенью 1938 года приняли на вооружение под обозначением 4,7 kanon proti útočné vozbě vz. 38 (4,7 kpúv vz. 38). Откуда же взялось обозначение kpúv vz. 36, кочующее из одного издания в другое? Вероятнее всего, причиной путаницы стало югославское обозначение этой пушки - М.1936, впоследствии «транскрибированное» в чехословацкое kpúv vz. 36 (на деле никогда не применявшееся).

Пушка kpúv vz. 38 в Военно-техническом музее в Лешанах.
delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz

Производство и служба

Армия Чехословакии заказала пушки kpúv vz. 38 лишь в исполнении «М» - с металлическими дисковыми колёсами, пневматическими шинами и складывающимися станинами. Их поставка планировалась на вторую половину 1939 года. Тем временем «Шкода» начала производство А5 по югославскому заказу. Испытания пушек югославской комиссией, прерванные весной 1938 года в связи с началом испытаний чехословацкими военными, удалось завершить к ноябрю. Орудия, получившие обозначение М1936, поставлялись в пехотном исполнении - с деревянными колёсами. Контракт выполнялся уже в условиях оккупации Чехии. В 1939 году Югославии передали 254 орудия, в начале 1940-го - ещё 44. С учётом двух прототипов эта страна получила ровно 300 пушек М.1936. Увы, в оборонительной войне весной 1941 года эти орудия ничем особенным себя не проявили. Виной тому отнюдь не качества М.1936, а общая отсталость югославской армии и подавляющее превосходство вермахта.

Большинство М.1936 стали немецкими трофеями, получив обозначение Pak 179(j), ещё некоторое количество попало в руки итальянцев. Армия Италии в то время также использовала 47-мм противотанковые пушки, но с более коротким стволом и гораздо худшими бронебойными качествами. М.1936 произвела на итальянских военных очень хорошее впечатление, и в 1941 году делегация, посетившая завод «Шкода» в Пльзени, среди прочих тем подняла и вопрос закупки партии пушек А5. Однако переговоры не увенчались успехом. Бывшие югославские пушки, доставшиеся итальянцам, в 1943 году отметились в боях на Сицилии.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5


Отправка одной из партий пушек для Югославии.
forum.axishistory.com


Пушки М.1936, захваченные вермахтом.
forum.axishistory.com


Ещё один снимок югославских трофеев.
forum.axishistory.co


Итальянцы осматривают трофеи - пушки М.1936 и 81-мм миномёты.
waralbum.ru


Пушка М.1936 на позиции у Гелы, Сицилия.
forum.axishistory.com

Крупнейшим эксплуатантом А5 стал вермахт, принявший орудие на вооружение под обозначением 4,7 cm Pak(t). Часто встречается также обозначение 4,7 cm Pak 36(t), иногда в современных публикациях проскакивает и 4,7 cm Pak 38(t). Последнее обозначение наиболее правильно с точки зрения логики, но автору неизвестны примеры его применения в документации периода Второй мировой войны. Вероятнее всего, это обозначение является «новоделом» современных историков.

Заголовок1

Заголовок2


4,7 cm Pak(t) с расчётом.
forum.axishistory.co


4,7 cm Pak(t) на немецкой службе.
forum.axishistory.com

Первая партия 4,7 cm Pak(t) из бывшего чехословацкого заказа в количестве 51 экземпляра была принята вермахтом в 1939 году. В 1940 году немцам передали 202 орудия, в 1941-м - 269, в 1942-м - последние 68 единиц. Таким образом, вермахт получил в общей сложности 590 орудий 4,7 cm Pak(t), в том числе 100 из чехословацкого заказа и 490 заказанных непосредственно вермахтом (встречаются и другие цифры - «более 600» экземпляров или 622). Эти пушки применялись в ходе блицкрига на Западе, а также участвовали в войне против Советского Союза. Более половины 4,7 cm Pak(t) были использованы для вооружения истребителей танков на шасси Pz.Kpfw.I (202 единицы) и трофейных французских R35 (174 единицы).

До поступления на вооружение 50-мм пушки Раk 38 чешское 47-мм орудие было наиболее мощным противотанковым средством вермахта, лишь немного уступая Pak 38 по бронепробиваемости. В 1941 году в боекомплект Pak 36(t) ввели подкалиберный снаряд PzGr 40 с сердечником из карбида вольфрама. Снаряд, весивший 825 г, имел начальную скорость 1080 м/с и на дистанции 500 м мог пробить 59-мм лист брони, установленный под углом 30° (штатный чехословацкий бронебойный снаряд массой 1,65 кг при тех же условиях пробивал 48 мм брони). Начало поставок Раk 38 не привело к полному вытеснению чешских пушек из пехотных частей, и лишь в первой половине 1943 года 4,7 cm Pak(t) начали заменять 75-мм пушками Раk 40.

Тактико-технические характеристики 47-мм противотанковой пушки kpúv vz. 38

Калибр, мм

Длина ствола, мм / калибров

Масса в боевом положении, кг:

на колёсах

со снятым колёсным ходом

Высота линии огня, мм:

на колёсах

со снятым колёсным ходом

Расчёт, чел.

Горизонтальный угол наводки, град.

Вертикальный угол наводки, град.

Масса бронебойного снаряда, кг

Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с

Бронепробиваемость на дистанции 1500 м, мм

Максимальная дальность стрельбы, м

Практическая скорострельность, выстр./мин

Литература:

  1. Kralický V. Československé dělostřelecké zbraně. – Praga: Naše vojsko, 1975
  2. delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
  3. forum.valka.cz
  4. utocnavozba.wz.cz
Калибр , мм 47
Экземпляры не менее 1262
Расчёт, чел. 5
Скорострельность , выстр/мин 15-20
Дульная скорость, м/с 775
Эффективная дальность, м 1000 (4500)
Скорость возки по шоссе, км/ч 15-20
Ствол
Длина ствола , мм/клб 2219
Длина канала ствола, мм/клб 2040 / 43,4
Масса
Масса в походном положении, кг 605
Масса в боевом положении, кг 590
Габариты в походном положении
Углы обстрела
Угол ВН , град −10/+26
Угол ГН , град 50
Медиафайлы на Викискладе

47-мм противотанковая пушка P.U.V. vz. 36 - чехословацкая противотанковая пушка, разработанная фирмой «Шкода» и применявшаяся до конца Второй мировой войны .

Разработка и производство

Пушка была разработана в 1935-1936 годах на заводе «Шкода» под заводским наименованием Škoda А.6 на основе конструкции 37-мм противотанковой пушки обр. 1934 года . Уже в 1936 году началось серийное производство.

По состоянию на 1936 год, орудие являлось одним из самых мощных противотанковых орудий в мире .

До немецкой оккупации Чехословакии в марте 1939 года было выпущено 775 пушек. Большая их часть досталась немцам.

После оккупации Чехословакии, Германия приняла орудие на вооружение под наименованием 4.7cm PaK (t) и продолжала производство пушки. До поступления на вооружение противотанковой пушки Pak 38 , орудие было наиболее мощным противотанковым средством вермахта, совсем немного уступая последней по бронепробиваемости. Пушка стояла на вооружении противотанковых подразделений пехотных частей вермахта.

Производство пушек:
год 1939 1940 1941 1942 Всего
4,7cm Pak К. 36(t)* 200 73 - - 273
4,7cm Pak (t) - 95 51 68 214
Итого 200 168 51 68 487

* вариант пушки для установки в капониры; использовались в укрепленных районах

В 1941 году для повышения бронепробиваемости орудия немцы ввели в боекомплект бронебойный подкалиберный снаряд образца 1940 года PzGr 40 с сердечником из карбида вольфрама. С началом поставок Pak 38 пушка не была вытеснена из пехотных частей, оставаясь довольно распространенной. В связи с чем было налажено и массовое производство снарядов для данного орудия. Лишь с начала 1943 году чехословацкая пушка начала постепенно заменятся новой противотанковой пушкой Pak 40 .

Противотанковые САУ

Высокая мобильность танковых и моторизованных частей не позволяла использовать орудие в их противотанковых подразделениях. С марта 1940 года чехословацкую пушку начали устанавливать на шасси немецкого легкого танка Pz.KPfw.I , что привело к созданию первой в мире серийной противотанковой установке Panzerjäger I . Всего до февраля 1941 года изготовили 202 машины.

С мая 1941 года чехословацкие орудия стали устанавливать на французские трофейные легкие танки R 35, получив новую САУ - Panzerjäger 35R и изготовив до октября 1941 года 174 установки.

Описание

Орудие представляло собой ствол орудия с дульным тормозом, установленный на колесную станину с подрессоренным ходом, позволявшим буксировать орудие механизированными тягачами. Сами колеса сначала были деревянными со спицами, позже металлические с резиновыми шинами. Затвор пушки был клиновым, полуавтоматическим. Орудие оснащалось гидравлическим тормозом отката, с пружинным накатником . При транспортировке ствол разворачивался на 180° и крепился к станинам. Станины при необходимости можно было сложить, для уменьшения габаритов.

Боеприпасы

В боекомплект пушки входили унитарные выстрелы с осколочным и бронебойным снарядами, к которым в 1941 году добавился немецкий подкалиберный снаряд PzGr 40.

ПТ САУ 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B Panzerjager I

История создания

К октябрю 1938 года, когда Германия открыто заявила о своих территориальных притязаниях, наличие в боевых частях легких танков (а по сути, танкеток с башнями) Pz.Kpfw.I рассматривалось как вынужденная мера. Вермахт пытался как можно скорее вывести эти слабо бронированные боевые машины из частей первой линии, но выпуск новых танков Pz.III и Pz.IV проходил с большими задержками.
Нельзя сказать, что работы по модернизации Pz.I не проводились – достаточно вспомнить проект VK1801VK1802 с новой ходовой частью (с торсионной подвеской) и обновленным корпусом. За усиление брони, которая в лобовой части корпуса доходила до 80 мм, пришлось пожертвовать ходовыми качествами. Однако всё это стало “лебединой песней” устаревшего танка, поскольку резервы по его улучшению на этом полностью исчерпались.
На момент объявления войны с Польшей в эксплуатации находилось около 1000 танков Pz.I, многие из которых использовались в качестве учебных. Чтобы продлить жизнь этой конструкции был найден вполне уместный выход – создать на танковом шасси самоходную установку. Решением этого вопроса занялась фирма Alkett, которая в начале 1939 года предложила сразу три варианта самоходки:
- зенитная САУ оснащенная 20-мм пушкой FlaK 38;
- противотанковая САУ оснащенная 37-мм пушкой PaK3536;
- САУ огневой поддержки пехоты, оснащенная 75-мм короткоствольным полевым орудием LelG18.
Судьба этих проектов сложилась следующим образом.
Вариант с установкой 20-мм зенитки был признан приемлемым, но по конъюнктурным причинам постройка ЗСУ, впоследствии получившей неофициальное название Flakpanzer, задержалась до весны 1941 г. Всего было изготовлено 24 самоходки, которые поступили в распоряжение 614-го моторизованного зенитного батальона и активно использовались в боях на Восточном фронте в течении 1942-1943 гг.
Проект противотанковой самоходки с 37-мм орудием был отвергнут по весьма прозаической причине – шасси Pz.I не выдерживало отдачи при выстреле. Без использования специальных сошников мог деформироваться направляющий каток, опущенный на землю.
Самоходное 75-мм орудие огневой поддержки также не получило одобрения. Подобные работы уже велись фирмой Daimler-Benz с использованием более мощного шасси от среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.B и впоследствии привели к созданию знаменитой StuG III, которая прошла почти всю войну.

Казалось бы, участь Pz.I предрешена, однако нашелся ещё один вариант. Дело в том, что после оккупации Чехии в руки немецкой армии попало несколько сотен противотанковых пушек калибра 37-мм и 47-мм. Очень хорошими показателями обладала как раз 47-мм пушка Skoda A5, которая в армии Чехословакии получила индекс 4.7 cm KPUV vz.38. Аббревиатура KPUV расшифровывалась как “kanon proti utocne vozbe” – то есть, противотанковая пушка. Это орудие было разработано на основе вариантов А3 и А4, но обладало более высокими показателями по бронепробиваемости. Так, бронебойный снаряд массой 1,65 кг имел начальную скорость порядка 775 мс и на дистанции до 1500 метров мог пробивать вертикально установленный лист брони толщиной 40 мм. Фактически это означало, что в 1938-1939 гг. единственным серийным танком, броня которого могла выдержать обстрел из этого орудия, был французский FCM 2C (и то, лишь при обстреле лобовой части корпуса).


ПТ САУ Panzerjager I второй серии на железнодорожной платформе. 1941 год

В то же время, пушка Skoda A5 обладала критически низкой мобильностью. В “наследство” от модели Skoda А3 (3.7cm KPUV vz.37) её достался лафет оснащенный тележкой с деревянными колесами, поэтому максимальная скорость транспортировки не превышала 15 кмч (!). Не удивительно, что приняв Skoda A5 на вооружение под новым обозначением 4.7cm PaK(t), вермахт поставил эти ПТО на временное хранение. В дальнейшем предполагалось использовать их в стационарном варианте на “Линии Зигфрида” и других укрепленных районах. Часть орудий получили новые подрессоренные тележки, но всё это были полумеры. Настоящая работа для А5 нашлась лишь зимой 1940 года, когда фирма Alkett предложила установить эти орудия на шасси легких танков Pz.I или Pz.II.
Ранний проект с использованием 37-мм PaK 3536 был незначительно доработан. Если вначале предполагалось оснастить самоходку лобовым бронещитом, то теперь предлагался вариант с неподвижной П-образной бронированной рубкой (частично сварной), открытой сверху и сзади. Толщина брони составляла 14,5 мм. Сектор обстрела оказался незначительным. Орудие получило сектор наведения в пределах 34° по горизонту, и от -8° до +12° в вертикальной плоскости. Штатное стрелковое вооружение отсутствовало и экипажу САУ, в случае атаки пехоты противника, приходилось рассчитывать только на личное оружие.


Немецкая легкая самоходно-артиллерийская установка ПТ САУ 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B Panzerjager I

Боекомплект составил 86 выстрелов, причем в начале карьеры активно использовались штатные снаряды чехословацкого или австрийского производства. Как правило, соотношение бронебойных снарядов к осколочно-фугасным было 5050, но в дальнейшем доля противотанковых боеприпасов несколько увеличилась.
В качестве базового варианта шасси была выбрана модификации Pz.Kpfw.I Ausf.B. В ней сохранялась схема с пятью опорными катками и четырьмя поддерживающими роликами на каждый борт. Ведущие колеса находились спереди, направляющие – сзади. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 280 мм.
Корпус самоходного орудия также полностью перешел от танка. Он имел сварную конструкцию и катаных листов хромоникелевой стали толщиной от 6 до 13 мм. В носовой части корпуса размещалась трансмиссия и отделение управления. Среднюю часть занимал боевой отсек, заднюю – моторное отделение. Машина оборудовалась штатной радиостанцией Fu 2 или Fu 5.
На САУ устанавливался 6-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach NR38TR мощностью 100 л.с. и рабочим объёмом 3791 см.куб. Ёмкости двух бензобаков на 146 литров хватало на 140 км движения по твердому грунту или на 95 км по местности. Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов.

Первый прототип противотанкового самоходного орудия на шасси Pz.I фирма Alkett построила в январе 1940 г. и к июню в действующую армию поступило 120 САУ и ещё 12 числились в резерве. Нужное количество шасси поставила фирма Daimler-Benz, которая проводила их капитальный ремонт, в то время как окончательная сборка проводилась на предприятии Alkett. В вермахте самоходка получила официальное обозначение 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Есть его альтернативный вариант - Selbstfahrlafette mit 4,7-cm-Pak(t) auf Fahrgestell des Panzer I и армейский "сквозной" индекс Sd.Kfz.101 ohne Turm. Впрочем, сейчас эта боевая машина более известна как Panzerjager I.


Приказ о перевооружении 16 самоходных противотанковых батальонов (Pz.Jaeg.Abt.521 – 616) новыми машинами был подписан 3 марта 1940 года, но фактически выполнить его в полном объёме не удалось. Тогда же САУ Panzerjager I были официально приняты на вооружение немецкой армии. В скором времени к ним присоединились Pz.Jaeg.Abt.(mot S)643 и Pz.Jaeg.Abt.(mot S)670, которые раньше были вооружены буксируемыми ПТО, - эти подразделения получили по 27 машин. Приказом командования танковых сил 26 марта 1940 года, для ускорения процесса обучения экипажей, в Вюндсдорфе был сформирован учебный полк Pz.Jaeg.Ersatzkp.(Sfl.). Предполагалось, что боевая готовность противотанковых подразделений будет достигнута к 15 апреля 1940 г.

Панцеръегер 1 первой серии


Вид на ходовую часть Panzerjager_I

Организационно батальона находились в подчинении командования танковых дивизий. Основной боевой единицей батальона являлась рота, состоящая из трех взводов. Именно роте предстояло быть главным “инструментом” в уничтожении вражеской бронетехники, так как разрозненное использование взводов допускалось в исключительных случаях.
В состав взвода входило три “линейных” Panzerjager, пулеметный расчет и Krad (полугусеничный мотоцикл). Рота, в свою очередь, состояла из трех рот самоходных орудий, боевого обоза и обоза материального обеспечения. Таким образом, штатное расписание батальона включала три роты САУ, один командирский танк Pz.Kpfw.Ib и отделение материального обеспечения.


Немецкая легкая самоходно-артиллерийская установка/ ПТ САУ 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B Panzerjager I в одном из танковых музеев

В наставлении о боевом применении экипажам самоходных орудий Panzerjager I предписывалось атаковать противника с флангов и с тыла, а в случае огневого превосходства вражеских танков использовать скорость и высокую подвижность своих машин для смены позиций. На марше, когда САУ находились в составе танковой дивизии, Panzerjager ставилась задача по прикрытию флангов и тыла колонны. Предусматривалось также, что в отдельных случаях допускается применение самоходок в боевых порядках пехоты. Кроме борьбы с бронетехникой противника Panzerjager I можно было использовать для разрушения долговременных полевых укреплений.


Экипажи Panzerjager 1 перед отправкой на фронт, лето 1941 года.

Вопреки распространенному в нашей литературе мнению Panzerjager принимали очень ограниченное участие в военных кампаниях 1940-1941 гг. В ходе вторжения во Францию и страны Бенилюкса в составе ударной группировки немецких войск находилось всего четыре истребительно-противотанковых батальона типа Pz.Abt.(mos T). Один из них был придан группе Клейста и участвовал в боевых действиях с 10 мая 1940 г. Три других, с номерами 616, 643 и 670, вводились в бои по мере достижения боевой готовности.
Как утверждалось в донесении 18-й пехотной дивизии самоходки Panzerjager I проявили себя с хорошей стороны, уничтожив несколько танков противника и разрушая строения в населенных пунктах “производя деморализующее действие на противника”. Однако этот хвалебный отзыв имел и другую сторону, не указанный в донесении.

Вид на боевую рубку сзади.

Переучивание экипажей Pz.Jaeg.Abt.643, вступивших в битву за Францию, велось ускоренными темпами в период с 15 апреля по 13 мая 1940 года, к тому же расстояние между отдельными подразделениями составляло 20 км. За это время механики-водители успели получить только базовые знания по вождению боевых машин, эксплуатации и ремонту. Боевых стрельб было всего две, и то, на уровне взводов – ротные и батальонные стрельбы не проводились. По мнению командира батальона его подразделение было тогда не готово к боевых действиям.
Прибыв во Францию самоходки совершили несколько продолжительных маршей. Сразу же выяснилось, что держать постоянную скорость движения выше 30 кмч невозможно из-за низкой надежности шасси. Примерно каждые 20 км (т.е. полчаса) приходилось останавливаться, проводить осмотр техники и при необходимости проводить текущий ремонт или менять смазку. В дальнейшем “разовый” пробег удалось увеличить до 30 км, но при отсутствии сменных водителей по холмистой местности удавалось пройти только 120 км в сутки. При наличии хороших дорог этот показатель составил 150 км. В ходе маршей бывали ситуации, когда самоходки не могли продолжать движение из-за поломки и вынуждены были догонять свои подразделения после ремонта. В связи с этим имел место следующий интересный случай. Отстав на марше один из Panzerjager смог присоединиться к приписанному подразделению лишь спустя 8(!) дней, поскольку за это время батальон несколько раз менял дислокацию.


САУ Панцеръегер 1 второй серии на марше, 1941 год.

Достаточно сказать, что за 4 дня он пять раз переходил из подчинения одной дивизии к другой.
В боевых условиях Panzerjager I зарекомендовали себя весьма неплохо. С французскими средними танками, толщина бронирования которых не превышала 40-50 мм, пушка А5 справлялась на дистанциях 500, максимум – 600, метров. При ведении стрельбы по ходовой части танков или при обстреле амбразур ДОТов положительного эффекта удавалось достичь на дистанциях до 1000 метров. На завершающем этапе кампании противотанковые самоходки неплохо показали себя при отражении танковых атак - 29 мая отделение 642-го батальона, прикрывая действия танков Pz.35(t) из 11-й танковой дивизии, подбило четыре французских SOMUA S35 без собственных потерь.
В качестве недостатков отмечался плохой обзор, стесненность работы в боевом отделении, большую высоту машины и недостаточную защищенность экипажа САУ. В результате, использовать Panzerjager I в уличных боях или на открытой местности было крайне затруднительно. Особо указывалось, что часто практикуемое командирами самоходок выглядывание за край щита грозит фатальными последствиями. Бронирование было признано крайне слабым. Лобовые бронелисты свободно пробивались не только 25-мм французскими ПТО, но и пулями винтовочного калибра! Кроме того, при попадании снаряда образуется масса вторичных осколков, поражающих экипаж и агрегаты машины.


САУ Panzerjager I на учениях (1941 год, 12-я рота, 900-я учебная бригада)

После успешной кампании на Западном фронте осенью 1940 года были проведены дополнительные полигонные стрельбы по трофейным “рено”, “гочкиссам” и “сомуа”, в ходе которых табличные значения бронепробиваемости орудия А5 были подвергнуты сомнению. Французская наклонная броня пробивалась далеко не всегда – для этого требовалось подпустить танки на предельную дистанцию, где их 37-мм пушки могли запросто уничтожить самоходку. Эффективность действия чехословацкого орудия удалось существенно поднять лишь после появления подкалиберного снаряда, который ввели в боекомплект к концу 1940 г. Параллельно провели текущий ремонт самоходок и их модернизацию, которая заключалась в установке новых, более просторных, сварных рубок.


САУ Panzerjager I захваченная в 1942 году союзниками в Северной Африке.

19 сентября 1940 года, после проведенных доработок, вермахт выдал заказ ещё на 70 шасси Schutzshcilden fuer LaS-47 для противотанковых самоходных орудий. Возможно, заказ мог быть более объёмным, но к этому времени количество пригодных для переделок шасси сильно сократилось. На этот раз основным производством 47-мм САУ занималось предприятие Klekner-Humboldt-Deutche AG, где было собрано 60 машин. Остальные 10 выпустила фирма Alkett, которая тогда была сильно загружена заказами на штурмовые САУ. По месяцам поставки Panzerjager I второй партии распределились следующим образом: декабрь – 10, январь – 30, февраль – 30.


САУ Panzerjager I второй серии транспортируется до линии фронта, Северная Африка, 1942 год

В сентябре-октябре 1940 года был сформирован пятый батальон, получивший номер Pz.Jaeg.Abt.529. Следом, 28 октября, началось перевооружение 605-го батальона, а 15 апреля 9 самоходок направили в состав 12-й отдельной роты 900-й учебной бригады. Впоследствии эта бригада была переброшена на Восточный фронт.

В сентябре 1941 года появился отдельный противотанковый батальон в составе моторизованной бригады SS "Адольф Гитлер" (SS-Panzer-Division Leibstandarte-SS Adolf Hitler или сокращенно LSSAH), которая 15 марта получила первые девять Panzerjager I. Личный состав этого подразделения набирался из 14-й роты противотанковой артиллерии. Всего LSSAH имел в своём составе две противотанковые роты с номерами 3 и 5 (18 машин). Первоначально самоходки базировались в пригороде Меца, но к 20 марта их перебросили в болгарский город Сливница в рамках подготовки вторжения в Грецию.


Немецкая легкая самоходно-артиллерийская установка/ ПТ САУ 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B Panzerjager I

Самоходные орудия Panzerjager I собирались использовать и при вторжении на Британские острова. В рамках подготовки к операции "Seelowe" проводились учения с погрузкой и выгрузкой САУ с кораблей. Для вторжения готовили наиболее боеспособные подразделения (521-й, 643-й и 670-й батальоны), но высадка так и не состоялась.
Менее активно, чем на Западном фронте, прошла операция по захвату Югославии. Действовавшая здесь 5-я рота самоходок 9-го апреля пересекла югославскую границу, разгромив наблюдательный пункт противника у ж/д станции Битоль. Затем самоходки двинулись на Охриды с задачей соединиться с итальянскими войсками. За всё время кампании экипажи Panzerjager I не имели ни одной встречи с танками. Главным образом самоходки использовались для подавления очагов сопротивления, как например у греческого города Клиди,захватить который удалось только после затяжного штурма. В общем, кка противотанковое средство Panzerjager I здесь себя проявить не удалось.


ПТ САУ Panzerjager I первой серии в Северной Африке. Ливия, 1941 год.

Впервые по-настоящему “понюхать пороха” экипажам Panzerjager довелось в ходе начального этапа кампании на Восточном фронте. На 22 июня 1941 года вермахт располагал 11 батальонами противотанковых САУ на шасси Pz.I. Из них в первой линии находились:

521-й, 529-й и 643-й батальоны в составе группы армий “Центр”
616-й батальон в составе группы армий “Север” (Норвегия)
670-й батальон в составе группы армий “Юг” (резерв 1-й танковой группы)
605-й батальон – находился в распоряжении 5-й легкой дивизии отправленной в Северную Африку.

В целом, противотанковые самоходные орудия действовали успешно. Согласно донесениям командира 529-го батальона (27 Panzerjager и 4 танка Pz.I) к 27 июля безвозвратные потери составили всего 4 самоходки, но все танки находились в небоеспособном состоянии. По мере продвижения вглубь СССР батальон лишился 40% первоначального состава – на 23 ноября из 16 самоходок только 14 могли участвовать в боях, о наличии танков не сообщается.


Захваченные в Северной Африке англичанами САУ Panzerjager I из корпуса "Африка" 1943 год.

Летом 1941 года удалось отличиться и 3-й и 5-й ротам, действовавших теперь с составе тяжелого батальона LSSAH. В приграничных сражения с советским 34-м мехкорпусом самоходки добились немалых успехов. В частности, 12-го июля у нп Хенрикув роте Panzerjager I удалось подбить шесть советских танков без потерь со своей стороны. Далее противотанковые самоходки успешно действовали против укреплений на "Линии Сталина" в центральной части Беларуси (11-15 июля), а во время боёв за Херсон подразделения Panzerjager I сражались с кораблями Днепровской флотилии. В период с 29 сентября по 2 октября батальон SS оборонял позиции под Перекопом, поддерживая действия 46-й пехотной дивизии. Весной 1942 года устаревшие Panzerjager I начали постепенно заменять на Marder II, но по штату от 5 июля дивизия ещё располагала двумя ротами 47-мм САУ. В дальнейшем противотанковые подразделения LSSAH были переброшены во Францию, где 19 августа 1942 года приняли участие в отражении "пробной" высадки союзников под Дьеппом.
Низкие потери в подразделениях укомплектованными самоходками Panzerjager объяснялись грамотным их применением. Чаще всего САУ действовали из засад, либо использовались при обороне из укрытий, что существенно снижало риск их уничтожения. Прямых столкновений с советскими танками немцы старались всячески избежать, ведь 45-мм орудия даже не самых новых Т-26 или БТ-5 свободно пробивали броню САУ с любой дистанции. В подобную ситуацию попала рота 529-го батальона действовавшая под Рогачевом. Советские танки открыли огонь из 45-мм пушек с расстояния 1200 метров, подбив 5 из 10 самоходок, причем только две из них удалось потом отремонтировать.

Встреча с новыми советскими танками тоже не стали большой неожиданностью для немцев. Каким бы ни был рациональным наклон лобовых и бортовых бронелистов “тридцатьчетверки” их прочность имела предел. Уже в июне 1941 года отмечались случаи, когда 45-мм бортовой лист пробивался из 37-мм ПТО, так что у пушек Skoda A5 было немало шансов одолеть броню советского среднего танка. Впрочем, воздействие на броню советских танков (прежде всего, Т-34 и КВ) вольфрамо-молибденового сердечника подкалиберного снаряда оказалось недостаточным. В ряде случаев “болванка” пробивала борт советского танка и, раскалываясь на 2-3 куска, просто падала на пол танка. Иногда получались “патовые” ситуации, когда высокая точность стрельбы сводилась к нулю низкой пробивной способностью стандартных боеприпасов. Если же экипаж советского танка успевал вовремя заметить противника у Panzerjager почти не было шансов спастись. Приведем два таких эпизода.


САУ Panzerjager I в ходе учений по высадке с плавсредств. Предположительно, немцы хотели использовать данные самоходки в операции "Морской лев".

27 августа в бою под Яассами самоходке из 521-го батальона была поставлена задача прикрыть пехотные подразделения. Появившийся в поле зрения одинокий Т-34 привлек внимание сразу трех немецких офицеров, которые стали давать командиру САУ противоречивые указания. Вместо того, чтобы открыть огонь по противнику командир растерялся и неверно оценил ситуацию – в итоге Panzerjager получил снаряд в борт и был уничтожен, хотя командир советского танка вначале даже не заметил самоходку.
30 августа, к северу от Воронежа, одна из самоходок того же батальона была внезапно атакована танком БТ. Водитель своевременно отреагировал и переключился на задний ход, что дало возможность командиру сделать два прицельных выстрела. Танк загорелся уже после первого попадания (командир и заряжающий сразу покинули поврежденную машину), но продолжил движение и таранным ударом уничтожил самоходку.


ПТ САУ Panzerjager I второй серии в ходе французской кампании, весна 1940 года.

В то же время, обстрел из 47-мм противотанковых орудий ДОТов и блиндажей производил деморализующий характер на противника, что уже имело место во Франции. В этом плане самоходчикам удалось отличиться на участке фронта на р.Березина. В некоторых боевых эпизодах Panzerjager действовали в первой волне атакующей пехоты, но только в случае полного отсутствия советской ПТО или танков.
Были и другие, не менее неприятные замечания. Прежде всего, отметили слабость ходовой части Panzerjager, которая сразу дала о себе знать в период осенней распутицы. Обладавшие невысокой подвижностью по местности самоходки часто застревали на русских грунтовых дорогах. Также, повышенные эксплуатационные нагрузки приводили к частым поломкам трансмиссии и КПП. Эта неприятная особенность была отмечена ещё в феврале 1940 г., когда началась сборка первых Panzerjager. Тогда генерал Гальдер вполне резонно заметил, что данные САУ смогут действовать на фронте только при обязательной поддержке со стороны ремонтных частей. Помимо этого, надежность радиостанций Fu5 оказалась крайне низкой. Аккумуляторные батареи быстро разряжались, крепления были неудачными, мощности передатчика явно не хватало для обеспечения требуемой дальности связи.


ПТ САУ Panzerjager 1 первой серии, вид сбоку

По мере поступления новой техники самоходные орудия Panzerjager начали постепенно отводить в тыл, хотя потери тоже оказались немаленькими. Например, на 5 мая 1942 года в составе 521-го батальона осталось всего три САУ и три танка Pz.I. Примерно в этот же период 670-й батальон располагал одной ротой Panzerjager и двумя ротами Marder. До конца 1942 года дожили лишь машины, находившиеся в составе 616-го (формально всё ещё состоявшего из трех рот Panzerjager) и 529-го батальона (две роты Panzerjager).
Последние данные о наличии Panzerjager I на Восточном фронте относятся к началу 1943 года. К этому времени по 12 машин числилось в составе 3-й роты 197-го батальона и 237-й роты 237-й пехотной дивизии. Кроме того, несколько 47-мм самоходок на шасси Pz.I ещё оставалось в составе 155-й роты и 232-й роты истребителей танков.


САУ Panzerjager 1 в ходе блицкрига в СССР, лето 1941 года


САУ Панцерьегер 1, уничтоженный на Восточном фронте

Вояж в Северную Африку обернулся не менее дорого. В период с 18 по 21 марта 1941 года батальон в полном составе был переброшен в Ливию. Несколько машин было потеряно в июне и для восполнения потерь из Германии отправили ещё пять Panzerjager. До пункта назначения удалось добраться только троим, поскольку две самоходки пошли на дно вместе с транспортом “Castellon”.
Особо эффективными 47-мм орудия Panzerjager оказались против крейсерских танков. Лобовая броня британских машин толщиной не более 30 мм свободно пробивалась даже стандартными боеприпасами на любых дистанциях. С пехотными танками “Matilda II” было несколько сложнее. Лобовая и бортовая броня этих машин, толщиной 60-77 мм, с расстояния 600-800 метров не пробивалась стандартным типом снаряда, но при этом образовывалось множество вторичных осколков. При использовании подкалиберного боеприпаса удавалось достичь заметно лучших показателей. В апреле 1941 года, во время боёв наперевале Хальфая, отделение Panzerjager подбило девять танков, включая несколько “Matilda II”, при помощи снарядов с вольфрамовыми сердечниками.


САУ Panzerjager 1 поддерживает атаку пехотинцев.

С августа 605-й батальон был переведен в резерв Afrika Korps, но с октября противотанковые самоходки включили в состав дивизии особого назначения под командованием М.Зюммерманна. По состоянию на 18 ноября в батальоне числилась 21 САУ.
К началу операции “Crusader” (27 ноября 1941 г.) в составе 605-го батальона имелись все 27 штатных машин. В течении следующих двух месяцев было потеряно 13 самоходок, три из которых удалось отремонтировать к концу мая. Пока война была в позиционной стадии численность самоходных орудий Panzerjager практически не менялась. Однако перед контрнаступлением британской армии под Эль-Алемейном, которое началось 23 октября 1942 года, вермахт располагал всего 11 машинами этого типа. Противотанковые самоходки воевали вплоть до дня капитуляции Afrika Korps и впоследствии несколько Panzerjager I стали трофеями союзников.


Немецкая легкая самоходно-артиллерийская установка/ ПТ САУ 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B Panzerjager I первой серии, производимая с марта по май 1940 года


Немецкая легкая самоходно-артиллерийская установка/ ПТ САУ 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B Panzerjager I второй серии, производимая с ноября 1940-го по февраль 1941-го года

До наших дней сохранилась только одна самоходка Panzerjager I позднего варианта. Эту самоходку, захваченну в Северной Африке, вывезли в США и после войны передали в экспозицию Абердинского танкового музея.

__________________________________________________________________________________
Источники данных:

"Panzerjager I. Германский истребитель танков", журнал Военно-техническая серия 152, изд.Торнадо
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск АСТ.Москва. 1998 г.
"Panzerjager. Эволюция германских истребителей танков. Часть 1", журнал "Танк на поле боя" №16

47-мм противотанковая пушка P.U.V. vz. 36 разрабатывалась фирмой «Шкода» и имела вполне современную конструкцию. Верхний станок со стволом, противооткатными устройствами, люлькой, механизмами наводки и прицельными приспособлениями располагался на нижнем станке, имеющем раздвижные станины и колесный подрессоренный ход. Таким образом удалось добиться значительного угла горизонтальной наводки орудия и значительной скорости его транспортировки. Пушка оснащалась колесами автомобильного типа и перевозилась в походном положении с жестко соединенными между собой станинами. Подрессоривание автоматически выключалось на боевой позиции при разведении станин. Щитовое прикрытие обеспечивало защиту расчета от вражеских пуль и осколков снарядов.

Получив после оккупации Чехословакии в свое распоряжение значительное количество 47-мм пушек P. U.V., немцы впервые применили их в сражениях во Франции. Кроме буксируемого варианта чехословацкого орудия, в вермахте существовал и его самоходный вариант под обозначением «Панцерягер » I (PzJg I). На вооружении немецких войск пушка P. U.V. образец 36 состояла вплоть до 1943 года, хотя к тому времени она уже несколько устарела. К середине Великой Отечественной войны ее эффективность резко снизилась в связи с появлением в Красной Армии большого количества средних и тяжелых танков. Входившие в боекомплект орудия бронебойные снаряды имели начальную скорость 775 м/с и на дальности 1200 м пробивали броню толщиной 60 мм.

37-мм противотанковая пушка Раk.35/36 неплохо проявила себя во время Польской кампании, когда немецким войскам противостояла слабобронированная техника противника. Но уже перед нападением на Францию руководству вермахта стало ясно, что армии необходимы более эффективные орудия. Так как пушка Раk.38 еще не была готова к серийному производству, немцы приняли на вооружение 47-мм чехословацкую пушку P. U.V. обр. 36, обозначив ее Раk.37(t).

47-мм противотанковая пушка F.R.C. Mod.31 (фр. Canon anti-char de 47mm Fonderie Royale de Canons (FRC) Modèle 1931 , аббревиатура фр. C.47 F.R.C. Mod.31 ) - бельгийское артиллерийское орудие, разработанное в 1931 году для Бельгийской армии . Широко применялось при обороне Бельгии в 1940 году. Известное жаргонное название применявшееся бельгийскими солдатами - «Quat’sept» (Сорок семь). Орудие разработано бельгийской компанией F.R.C. - Fonderie Royale des Canons, расположенной в Эрстале (пригород Льежа).

Модификации

Существовало две основных модификации орудия - пехотная и кавалерийская. Обе модификации производились с незначительными вариациями: кавалерийская версия имела пневматические шины для большей дорожной мобильности, в то время как пехотные версии имели более тяжелые, но более прочные катки с цельнорезиновыми шинами. Орудие также являлось основным казематным в бункерах, в том числе в бельгийских укреплениях на канале Альберта . Ими также оснащались бельгийские самоходные истребители танков T-13.

Характеристики

Для своего времени 47-мм пушка F.R.C. Mod.31 обладала впечатляющей бронепробиваемостью, особенно в сравнении с современными немецкими или французскими конструкциями - соответственно 37-мм Pak 35/36 и 25-мм Hotchkiss. На средней дальности бронепробиваемостью оно превзошло британское 2-фунтовое Ordnance QF 2 : бронебойные снаряды могли пробить 47 мм броневой стали на расстоянии в 300 метров. Это достигалось во многом из-за большого калибра со снарядом массой 1,52 кг для бронебойных патронов. Тем не менее, это достигалось своей ценой: с общим весом 515 кг, не считая боеприпасов и снаряжения, F.R.C. Mod.31 была намного тяжелее немецкого Pak 36 (боевая масса 327 кг [ ]). Имея компактные габариты F.R.C. Mod.31 было легко замаскировать, но вследствие своего большого веса и общей нехватки механизации в бельгийской армии в 1940 году, смена позиции для орудия была трудной задачей.

История службы

Бельгия

В 1935 году орудие стало поступать на вооружение бельгийской армии и к началу немецкого вторжения в 1940 году их количество составляло более 750 экземпляров. Все боевые и резервные пехотные первой линии, кавалерийские части и подразделения пограничников были оснащены данным орудием, а резервные части второй линии должны были обходится противотанковыми ружьями. Каждый пехотный полк состоял из 3 пехотных батальонов и одной батальона тяжелого вооружения. Последний, в свою очередь, состоял из 3 рот тяжелого оружия, одна из которых была оснащена 12 47-мм противотанковыми пушками F.R.C. Mod.31. Учитывая хорошие бронепробиваемые возможности, «47» мог пробить 30 мм броню немецких танков PzKpfw III и PzKpfw IV на расстоянии более 500 м. Существуют доклады танкистов, удивленных наличием данного оружия у Бельгийцев, но в основном большая часть бельгийской армии была развернута на севере страны, на плоской местности Фландрии, а не в гористой местности в Арденнах, на юге, которая рассматривалась бельгийским командованием как непроходимая. Но которое в итоге и послужило в качестве основного маршрута вторжения примерно 2500 немецких танков.

Для перемещения орудия использовались как специализированные артиллерийские тягачи Marmon-Herrington Mle 1938 так и обычные грузовики GMC Mle 1937.

Германия

Несколько сотен 47-мм пушек были захвачены немцами после капитуляции Бельгии. Орудия имели достаточно хорошие характеристики, что немцы смогли принять их на вооружение под наименованием 4.7 cm Pak 185(b) . Некоторые из них были использованы для укрепления обороны на Нормандских островах .

Венгрия

Большинство захваченных немцами орудий в 1940-1941 годах были переданы венграм, чтобы компенсировать отсутствие у последних противотанковых пушек во время планировавшейся операции Барбаросса . Использование орудий (в венгерской армии получивших наименование 36 M ) было ограничено в связи с отсутствием запасных частей, в то время как бронепробивающая способность этих орудий также превзошла советские достижения в строительстве танков. Большинство из орудий стали использоваться в качестве учебных.