Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций. Новый год – новая аттестация учителей: за и против Новое в аттестации учителей в

Аттестация педагогических работников – кадровое мероприятие, призванное оценить навыки и знания сотрудников школ, подготовительных и социальных учреждений. Законодательных актов, отвечающих за эту часть подготовки и оценки работников, на данный момент нет. Аттестация педагогов и других узких специалистов контролируется локальным нормативными и правовыми актами. Например, приказом Министерства образования и науки РФ, который установил порядок аттестации педагогических работников.

Цели аттестации педагогических работников

У аттестации педагогических работников, как и у оценки работников из любой другой специальности, есть свои цели.

  • Повышение общего уровня профессиональной подготовки педагогического состава, постоянное повышение квалификации сотрудников;
  • Определение необходимости в повышении профессионализма работников из педагогического состава;
  • Улучшение эффективности работы педагогических работников, повышение уровня преподавательской деятельности;
  • Определение потенциала педагогических работников;
  • Проверка исполнения требований, которые указаны в федеральных государственных образовательных стандартах;
  • Определение уровня заработной платы для педагогических работников, с учетом их квалификации, а также объемов преподавательской деятельности.

Также аттестацию педагогических работников можно провести с целью определения – соответствуют ли они требованиям, выдвигаемым к занимаемой ими должности? Подобная проверка обычно проходит один раз в пять лет. Во время аттестации специальная комиссия дает точную оценку их педагогической деятельности, основываясь на составленных отчетах и мнениях прямых начальников. Подобные комиссии формируются самими организациями самостоятельно. Приказы об аттестации педагогических работников издает и доводит до сведения проверяемых сотрудников местное руководство.

Аттестацию на соответствие занимаемой должности проходят не все члены педагогического коллектива. От обязательного прохождения подобной оценки освобождены:

Результаты, полученные вследствие проведения аттестации педагогических работников, являются юридическим основанием для многих действий начальника организации. В том числе – повышения, продвижения по службе, поощрения, или наоборот, понижения, перевода на другую должность. А значит, работник может быть недоволен полученными результатами. В таком случае он имеет право обжаловать их в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Также педагогические работники могут пройти аттестацию по собственному желанию. Если они, например, хотят получить одну из действующих квалификационных категорий. По результатам подобной проверки педагогу могут выдать первую или даже высшую квалификацию. Она получается работником сроком на 5 лет и если у сотрудника появляется желание продлить её действие, то такое попросту невозможно. Ему нужно ждать, пока этот срок закончится, а только потом снова проходить соответствующую аттестацию.

Срок действия аттестации учитывается для прохождения повторной проверки по конкретному уровню квалификации. То есть, при получении первой категории – она будет действовать в течение пяти лет. Однако при переходе из первой категории в высшую, срок ожидания может быть иным.

Для того, чтобы провести аттестацию, результаты которой станут основанием для получения определенной квалификационной категории, необходимо получить от сотрудника письменное заявление. Стоит отметить, что на этот вид оценки и проверки работника не распространяются ограничения, свойственные для аттестации на соответствие занимаемой должности.

Подать заявление на получение квалификационной категории может любой педагогический сотрудник, вне зависимости от того, сколько времени он отработал в данной организации. Даже в том случае, если его стаж на этом рабочем месте меньше двух лет. Также пройти аттестацию на получение квалификационной категории могут пройти и те, кто находится в отпуске по уходу за ребенком.

У высшей квалификации есть срок годности, она дается работнику сроком на 5 лет. Но после того, как её действие прекратилось, ничто не ограничивает сотрудника в том, чтобы ещё раз пройти аттестацию и снова получить высшую квалификацию. Он может это сделать незамедлительно после того, как закончился срок предыдущей категории. Но есть ограничение по должностям, в отношении которых подобная проверка на высшую квалификацию будет проводиться впервые. В таком случае педагогический сотрудник сначала должен получить первую категорию, а только потом, после того, как прошло два года с момента её получения, подавать заявление на предоставление ему высшей квалификации.

Сроки, во время которых сотрудник должен пройти аттестацию, устанавливаются руководителем организации. Но они не должны быть больше 60 дней от начала проведения оценки до подведения итогов аттестационной комиссией.

Обычно высшую квалификацию дают сотруднику, если:

  • Отмечается, что учащиеся у этого педагогического работника люди показали положительный результат в осваивании новых знаний. Для получения этих данных организация, проводящая аттестацию, должна провести всесторонний мониторинг.
  • Сотрудник занимается активных выявлением людей со способностями к интеллектуальной и физической деятельности, их подготовкой к участию в соревнованиях и состязаниях.
  • Педагогический работник сделал весомый личный вклад в повышение уровня преподавания, улучшение действующих методов воспитания, введение в использование современных образовательных методик и техник.
  • Активное сотрудничество работника с методическими объединениями внутри преподавательского состава, разработка им методического сопровождения для процесса обучения.

Стоит отметить, что если работник, имеющий первую квалификацию, подал заявление о прохождении аттестации и не сдал её, то никаких негативных последствий для него наступить не может. Полученная им ранее первая квалификация остается у него на весь оставшийся срок её действия.

Порядок проведения аттестации педагогических работников

Аттестация педагогических работников в 2018 году выглядит следующим образом. Сначала, когда наступает срок очередной проверки или если руководитель образовательной организации получил соответствующее заявление, необходимо издать соответствующий приказ. Там должно быть сказано о причинах проведения аттестации, с какой целью её проведут и в какие сроки.

После того, как приказ утвержден, начинается организация комиссии, которая будет проводить аттестацию сотрудников. В случае, если проверка и оценка будет проведена в образовательном учреждении, которое принадлежит субъекту РФ, или в муниципальном заведении, то аттестацией будет заниматься комиссия, сформированная органами исполнительной власти, занимающимися управлением и контролем образовательной сферы. Если проверка и оценка будет проходить в федеральных или государственных образовательных организациях, то аттестационную комиссию будут формировать органы исполнительной власти уже федерального уровня.

В состав аттестационной комиссии должны в обязательном порядке входить:

  • Сотрудник, исполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии.
  • Заместитель председателя аттестационной комиссии.
  • Секретарь аттестационной комиссии.
  • Рядовые члены аттестационной комиссии.

Состав этого оценочного органа формируется из представителей местных профсоюзов, членов органов государственной и исполнительной власти местного или федерального уровня, представители самоуправления образовательных учреждений, научных работников, заслуженных сотрудников образовательных учреждений.

Если в организации проходит аттестация на соответствие занимаемой должности, по результатам которой для работника могут наступить негативные последствия, то в состав комиссии в обязательном порядке включается представитель соответствующего профсоюза. А если в учреждении проводится проверка, цель которой заключается в том, чтобы выявить, соответствует ли сотрудник требованиям, выдвигаемым к первой и высшей категории квалификации, должны быть созданы экспертные группы. Они будут заниматься сбором и анализом сведений о рабочей деятельности претендента.

Аттестационная комиссия начинает свою работу после того, как получает от начальника учебного учреждения письменное заявление. Во время проверки работники должны пройти письменное испытание, в котором будут содержаться вопросы по основным учебным методам и педагогическим системам, применяемым в организации.

Каждый работник, который вынужден пройти через процедуру аттестации, должен быть письменно уведомлен об этом факте, но не раньше, чем за месяц до проверки. За это время у сотрудника есть возможность собрать собственные материалы, которые будут предоставлены на рассмотрение аттестационной комиссии.

После того, как аттестация закончилась, ответственная комиссия принимает решение по каждому работнику, который прошел проверку. Решение тут может быть только одно из двух – либо сотрудник её прошел, либо нет. В случае, если аттестация проводилась с целью предоставления работнику определенного уровня квалификации и человек её не прошел, то никаких негативных последствий для него быть не должно.

Но если в организации проводилась аттестация на соответствие занимаемой должности, и сотрудник её не сдал, то руководитель имеет право разорвать с ним трудовой договор – об этом говорится в п.3 ч.4 ст. 81 ТК РФ.

Аттестация педагогических работников в 2018 году

  • В 2018 году Правительство Российской Федерации приняло решение о модернизации существующей системы оценки подготовки педагогических работников. Теперь все сотрудники будут проходить проверку в два этапа. На первом этапе педагог будет подтверждать свои практические навыки и знания. На втором этапе он будет подтверждать полученную ранее квалификационную категорию.
  • Специально созданная аттестационная комиссия будет заниматься определением, на каком уровне находятся знания педагога по преподаваемым им дисциплинам, общий уровень его преподавания, уровень развития его коммуникативных навыков, будет проводить проверку психологических характеристик сотрудника.

Следует отметить, что в вопросах аттестации педагогических работников, закон «Об образовании» в РФ был изменен в связи с тем, что Правительство собирается оптимизировать весь процесс оценки и аттестации сотрудников учебных учреждений.

В декабре 2015 года Президент РФ поручил сформировать национальную систему учительского роста (НСУР), задача которой – установить уровень профессионализма педагогов через результаты аттестации. Как повысить качество знаний у школьников?

Аттестация педагогических работников в 2018 году: общие положения

В аттестации учителей на установление квалификационных категорий последние изменения в 2017-2018 учебном году связаны с введением единых по всей РФ объективных требований, которые до настоящего времени отсутствовали.

Причина такого изменения – вопрос молодого учителя, заданный в ходе прямой линии с президентом о значительной разнице зарплат начинающих педагогов и учителей со стажем.

Но педагогические работники массово стали подавать заявления на досрочную аттестацию, чтобы успеть пройти ее до введения изменений в 2018 году.

Недостатки системы аттестации в настоящее время

В настоящее время действуют 2 вида аттестаций педагогических работников: на соответствие занимаемой должности и на присвоение квалификационной категории.

Недостатки нынешней системы аттестации в том, что она «не всегда прозрачна» – в регионах РФ разные подходы. Обязателен только сам порядок, а процедура аттестации выбирается каждым регионом самостоятельно, т.к. не установлены единые для РФ (общефедеральные) требования к аттестации.

Аттестация на соответствие занимаемой должности педагогических работников

Особое внимание нужно обратить на то, что новая модель аттестации педагогических работников не изменяет порядок аттестации на соответствие должности. Нужно по-прежнему руководствоваться действующим нормативным документом, регламентирующим процедуру аттестации – Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее – Порядок проведения аттестации).

Скачать чек-лист «Как подготовить педагогов к аттестации и подвести итоги
Скачать в.pdf

В Постановлении Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 об особенностях применения профессиональных стандартов устанавливается переходный период до 1 января 2020 года.

В настоящее время прорабатывается вопрос об исключении из профессиональных стандартов положения о том, что их применяют при аттестации.

Скачать требование к педагогическим должностям в соответствии с ЕКС работников образования
Скачать в.docx

Эта таблица поможет определить соответствие образования работника требованиям к педагогическим должностям.

Изменения в 2018 году в аттестации педагогических работников на присвоение квалификационной категории

В 2017-2018 учебном году последние изменения относятся к аттестации учителей на установление (подтверждение) квалификационной категории или замещение новой должности в порядке должностного роста в соответствии с квалификацией.

Благодаря изменениям в аттестации педагогических работников в 2018 году сократится дистанция, связанная со стажем, между начинающим учителем и учителем более опытным. При этом заслуги учителей старшего поколения никто не умаляет. Молодым учителям можно будет раньше выйти на аттестацию, если педагог видит себя профессионалом нового качества.

Существенные изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году касаются содержания проверки. Контрольные измерительные материалы будут содержать три блока:

Постепенно по этим трем направлениям расширят профессиональную оценку учителя.

Важно помнить, что объективную оценку достижениям ученика можно дать только в динамике, в сравнении – «сегодня» нужно сравнивать с тем, что он мог «вчера», а не брать пиковые результаты учащихся.

Скачать документ Критерии оценки педагогического опыта
Скачать в.pdf

Для оценки опыта работы педагога, который аттестуется на квалификационную категорию, предлагается взять критерии оценки конкурсного испытания «Методический семинар» Всероссийского конкурса «Учитель года России». Учитель излагает концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы, рассказывает о технологиях, которые помогают реализовать ФГОС общего образования и Профстандарт педагога.

Риски новой модели аттестации педагогических работников

Многие учителя считают такой вид проверки некорректным, ведь их квалификацию подтверждает диплом об образовании.

Наверняка эти вопросы будут проработаны в новой модели аттестации педагогических работников.

Перспективы профессионального роста педагогических работников в новой модели аттестации

В настоящее время повышение уровня образования педагога и повышение уровня владения профессиональными компетенциями не влияют на профессиональный (в т.ч. должностной) рост педагога.

Введение новой модели аттестации педагогических работников позволит молодым учителям строить свою карьеру по разным направлениям и совершенствовать свои педагогические навыки (путь горизонтального роста).

НСУР предполагает введение трех должностных градаций:

Старший преподаватель будет заниматься наставничеством, имея при этом небольшую нагрузку. В каждой градации могут быть еще по три деления.

В новой модели аттестации прежние преференции педагогических работников отменяться не будут: сохранятся все предыдущие звания, квалификации, категории, право на пенсию по выслуге лет.

Как будет проходить аттестация учителей в 2018 году: сроки внедрения

В 2017-2018 учебном году аттестация учителей будет проходить по порядку, регламентированному приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.

С сентября 2017 г. в 13 регионах РФ проходит апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, выразивших готовность поучаствовать в ее проведении.

Разработка новой системы аттестации будет продолжаться до 2020 года. Комплексная апробация новой системы аттестации, основанной на применении федерального банка заданий стандартизированной формы при установлении квалификационных категорий, будет проходить в пилотных регионах РФ и по выбору педагогов.

Скачать документ Этапы разработки новой модели аттестации педагогических работников
Скачать в.pdf

*Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ)

Последние изменения в Федеральном законе 273 «Об образовании в РФ» говорят о том, что аттестация учителей в 2017 году будет проходить в два этапа. На первом этапе педагог должен подтвердить соответствие занимаемой должности непосредственно своей профпригодностью. Следующий - второй - этап подразумевает обоснованное присвоение работнику учебных заведений соответствующей категории. Квалификация может быть повышена только в случае успешного прохождения комиссии, члены которой проверяют знания и навыки педагога очно, при этом определяя его умение общаться с детьми и обращаться с ними как следует - как подобает учителю.

Общие положения касательно аттестации педработников в России

Новая аттестация педагогических работников в 2017 году распространяется на всех без исключения работников сферы образования. Напомним, что на данный момент времени в России есть сразу два вида аттестации: обязательная и добровольная. Первую проходят те педагогические работники, которые, по требованию государства, непосредственно нуждаются в проверке знаний. Комиссия определяет уровень состоятельности определенного учителя, после чего делает вывод, подходит ли стране такой человек или нет, то есть соответствует ли он своей должности или попросту занимает чье-то место.

В то же время добровольная аттестации будет интересна в первую очередь тем педработникам, которые преследуют цель повышения своего настоящего квалификационного уровня.

Обязательная аттестация: важные сведения об этом виде оценки состоятельности учителя

Обязательная аттестация педагогических работников, начиная с 2016 года, будет проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины.

Следует отметить, что аттестация может быть проигнорирована теми педагогами, которые состоят на службе в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу. Важно помнить, что с этого момента и до аттестации должно пройти не менее двух лет.

Аттестация не распространяется на тех работников учебных заведений, которые в силу разных причин отсутствовали на рабочем месте последние 4 месяца (и выше этого срока). Для них обязательной аттестация становится лишь по истечении одного календарного года, начиная с момента своего официального возвращения на работу.

Добровольная аттестация: кому интересен этот вид подтверждения учительской состоятельности

Наверное, каждый человек (не только учитель - любой другой специалист) хочет повысить свой квалификационный уровень на более высокий, преследуя цель продвигаться по карьерной лестнице и совершенствоваться. Таким людям, кто желает улучшать себя, будет интересна добровольная аттестация. Новая форма аттестации учителей в 2017 году, в целом, во многом схожа с уже знакомым порядком дел.

Если мы говорим о сфере образования, то конкретно учитель, намереваясь повысить свою квалификацию, для начала должен обратиться за помощью в решении данного вопроса непосредственно к своему начальству, после чего написать соответствующие заявление. В документе следует в обязательном порядке уточнить, что добровольная аттестация будет проведена с целью установления новой квалификационной категории.

Добровольная аттестация будет интересна как преподавателям без категории, так и тем педагогам, у которых она уже есть, но в то же время конкретно им еще есть, куда расти.

Чтобы получить наивысший разряд из возможных, нужно быть учителем, который не только решительно настроен, а также уже получил ранее первую категорию. Отметим, что с того момента до очередного повышения должно пройти не менее двух лет.

В то же время нельзя не сказать, что наивысшая категория присваивается тем педагогам, у которых уже есть таковая вообще. В их случае они подтверждают свою квалификацию, добытую ранее. Категории выдаются на 5 лет, после чего они более не нуждаются в дальнейшей пролонгации.

Как происходит аттестация

Обязательная аттестация учителей в 2017 году в России проводится под контролем специальной аттестационной комиссии. Ее состав формируется из представителей образовательной организации. Руководителем, который подтвердил приказ о назначении комиссии, утверждается состав: председатель, заместитель, секретарь и остальные члены комиссии. В назначенный день проводится заседание комиссии.

Добровольная аттестация подразумевает предварительную подачу заявления от самого работника. В нем указывается его должность и текущая категория. Комиссия будет проверять знания педагога в назначенный день.

Проверка заявления может занимать до 30 дней, после чего выдается заключение комиссии. Продолжительность проведения аттестации, включая выдачу заключительного решения комиссии, составляет не более 60 дней.

Результаты проведенной аттестации

Если педагогический работник частично или полностью не согласен с решением комиссии, у него есть возможность оспорить полученное заключение в суде. Другой вариант - создать специальную комиссию по трудовым спорам. На оспаривание результатов у учителя остается 90 дней с момента выдачи заключения.

С другой стороны, если результаты аттестации во многом удовлетворяют работника учебного заведения, сам он в таком случае, вернувшись на рабочее место и предъявив заключение комиссии начальнику, может потребовать прибавку.

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2019 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

В основе принятой президентом системе учительского роста – оценка уровня профессионализма отмеченных работников при помощи некоторых наработок Минобразования.

Новые требования в установлении категории российских учителей:

  1. Содержание – результат труда учителя оценивается на основе материала, подготовленного заранее и изложенного в форме КИМа. В данном виде оценивается знание предмета, психическая и педагогическая методика его изложения ученикам.
  2. Применение новой испытательной модели – необходимо для стимуляции среди педагогов повышения качества их труда и его результативности.
  3. Перемены – необходимы для предоставления возможности обзавестись высшей категорией простому учителю, который недавно получил диплом педагога. Для этого необходимо продемонстрировать перед комиссией свои профессиональные навыки и результат мастерства. От присвоенной категории зависит зарплата учителя.

Причины такой модернизации – решение вопроса о молодых педагогах. Их заработная плата мизерная, и пока их коллеги получают за свой труд более существенную оплату, те, кто хочет работать, вынужден получать минимальную зарплату. Поэтому на текущий момент многие молодые педагоги подают заявки на досрочную аттестацию.

Недостатки системы

На данный момент учителям России предлагают 2 варианта аттестации:

  • присвоение квалификационной категории;
  • соответствие занимаемой должности.

Основной минус предложенных вариантов – отсутствие «прозрачности», так как к системе повышения квалификации в каждом регионе РФ подходят по-разному. Но общим моментом в данном вопросе является соблюдение порядка проведения процедуры. Проблему связывают специалисты с отсутствием единых требований к аттестации:

  1. Квалификационная категория присваивается посредством оценки труда педагога – комиссия изучает его «портфолио». При этом нет точных ЕФОМ и критерий квалификации.
  2. Действующие правила Минобразования не позволяют молодому преподавателю рассчитывать на получение высшей квалификационной категории. По правилам, предварительно защищается первая категория, затем высшая. Но это возможно через 2 года после последней аттестации.
  3. «Портфолио» - аттестационный документ, для создания которого требуется приложить усилия. Для этого учитель затрачивает свое время.
  4. После аттестации у педагогов часто пропадает желание продолжать свое образование, так как мотивация равна нулю. Такое решение связывают с отсутствием перспектив должностного роста.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2019 году?

Поскольку аттестация учителей в 2019 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

Кто проводит аттестацию

Для аттестации педагогических работников собирается аттестационная комиссия, которую самостоятельно формирует образовательная организация.

В состав комиссии обязательно входит председатель и заместитель председателя аттестационной комиссии, а также секретарь и члены комиссии. При наличии выборного органа соответствующей профсоюзной организации, в состав комиссии входит еще и представитель этого органа.

Другими словами, аттестационная комиссия формируется из работников образовательной организации, где трудится аттестуемый педагог и предусмотренных уставом учреждения представителей коллегиальных органов управления.

Кому не нужно проходить аттестацию в 2019 году


Стоит отметить, что существует два вида аттестации педагогических работников:

  1. Обязательная аттестация с целью подтвердить соответствие занимаемой должности;
  2. Добровольная аттестация по желанию педагога для установления первой или высшей категории квалификации.

Аттестации в целях подтверждения правоспособности занимать ту или иную должность, не подлежат следующие работники учреждения образования:

  • с присвоенными квалификационными категориями;
  • занимающие должность в организации, где проводится аттестация, с 2015 года и позже;
  • беременные;

  • находящиеся в декретном отпуске по беременности и родам;
  • находящиеся в декретном отпуске по уходу за малолетними детьми до достижения ними трехлетнего возраста;
  • пребывавшие на больничном более четырех месяцев подряд.

Как пройти аттестацию

Прохождение аттестации педагогом – ответственное и очень трудоемкое дело. Если ранее от педработника требовалось лишь заявление, то теперь ответственность за процесс регистрации для прохождения аттестации полностью легла на плечи учебной организации, в которой трудится аттестуемый.

Документы для прохождения аттестации:

  • заявление с подписью педагогического работника;
  • если ранее педагог уже проходил аттестации, нужна копия результатов этих аттестаций;
  • копия диплома о высшем педагогическом образовании или о среднем профессиональном образовании;
  • если ранее была получена квалификационная категория, требуется заверенная руководителем образовательной организации копия соответствующего документа;
  • в случае необходимости нужна копия документов, которые подтверждают смену фамилии;
  • характеристика (развернутая) с места работы или сопроводительное письмо, позволяющее подтвердить уровень компетенции педагога и его профессиональной деятельности;
  • информационная карта с результатами профессиональной деятельности за межаттестационный период.

Тем педагогам, которые хотят пройти добровольную аттестацию на повышение квалификации, нужно, помимо изложенных выше документов, предоставить также электронные носители (два экземпляра) с двумя видео с занятиями за межаттестационный период.

Дополнительные предложения для аттестации нового типа

Из-за явного отсутствия продолжения «карьерной лестницы» у педагогов, планируется введение дополнительных стимуляторов помимо присвоения категорий. Иногда после получения высшей категории у многих учителей утрачивается мотивация к дальнейшему самообразованию и совершенствованию педагогических навыков.

Одновременно с этим внедрение аттестационных новшеств позволяет молодым преподавателям получать хоть что-то «похожее» на заработную плату, а не какой-то неприличный минимум. В очередной раз получилась некая палка о двух концах - для молодых учителей сделали хорошо, в остальном немного станет хуже.

Чтобы избежать дальнейшей пассивности педагогов идет обсуждение внедрения совместно с категориями и другой градации квалифицированности учителя. Предполагают 3 ступени:

  1. Учитель.
  2. Старший учитель.
  3. Ведущий учитель.

Пока ведется разработка этой структуры, но уже сейчас понятно, что помимо прочего у такой градации будет иметься связь со стандартной схемой присвоения категорий. Т. е. начинающий учитель не может стать ведущим по причине отсутствия опыта, поэтому к моменту его получения знания педагога позволят получить категорию. Более подробные пояснения станут известны после окончательной разработки структуры, ожидаемой в 2020 году.

Аттестация учителей в 2019 году еще не обретет полностью завершенный новый вид, но уже будет приближаться к тому, что задумало Министерство образования. Забота о нуждах молодых учителей совместно с попытками решить их материальный достаток привела и к росту профессионализма. Теперь студенты последних курсов и уже приступившие к работе молодые педагоги знают, что от их компетенций в ближайшее время будет зависит зарплата, т. к. сейчас не надо ждать 5 лет до аттестации на хотя бы на вторую категорию.

Новые изменения в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» привели к тому, что в 2019 году аттестация учителей должна проводиться в два этапа. При прохождении первого этапа учителя будут подтверждать свою профпригодность соответственно занимаемым должностям. На втором этапе – обоснование присвоения учебными заведениями работникам соответствующих категорий.

В процессе успешного прохождения ЕГЭ для учителей может быть повышена квалификационная категория педагога. Члены комиссии очно проверяют навыки и знания учителя, определяют его способности общаться и обращаться с детьми.

Нововведенное ЕГЭ для учителей в следующем году будет касаться каждого, без исключения, педагога в сфере образования. Стоит напомнить, что в настоящее время в Российской Федерации существует два вида аттестации: добровольная и обязательная. Обязательные экзамены сдают те педагоги, которым, как требует государство, необходима проверка знаний и профпригодности. Уровень профпригодности проверяется комиссией, которая и делает заключение о необходимости для государства такого учителя, а именно, соответствует ли он требованиям, предъявляемым к его должности, либо просто занимает не свое место.

Для тех педагогов, которые желают повысить свой настоящий уровень квалификации, будет интересно пройти добровольную сдачу экзаменов.

Положения обязательного ЕГЭ для учителей

С начала текущего года обязательные ЕГЭ для учителей проводятся для тех, кто в последний раз аттестовался более 5 лет назад. В следующем году от таких экзаменов освобождаются те педагоги, у которых уже имеются квалификационные категории, а также беременные.

Стоит подчеркнуть, проигнорировать обязательную аттестацию могут те учителя, которые последние два года состоят на службе в учебных заведениях. Право на получение квалификации и подтверждение педагогической состоятельности имеют преподаватели, находящиеся в декретном отпуске. Однако с того момента и до времени аттестации должно пройти не менее 2-х лет.

Не требуется сдавать экзамены тем сотрудникам учебных заведений, которые по различным обстоятельствам не присутствовали на работе последние четыре месяца и больше. Для них период обязательной аттестации начинается только по истечении календарного года с момента возвращения на рабочее место.

Скорее всего, каждый человек (не только учитель, но и любой профильный специалист) желает поднять собственный уровень квалификации на ступень выше с целью самосовершенствования и дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Именно тем, кто стремится к профессиональному росту, будет интересно пройти добровольный ЕГЭ для учителей. Нововведенная аттестационная форма для педагогов в следующем году в целом аналогична прежней, уже хорошо знакомой.

Если говорить об образовательном направлении, то именно педагог, который запланировал повысить собственный уровень квалификации, сперва должен обговорить данный вопрос непосредственно со своим руководством и только после этого написать соответствующее заявление. В подаваемом документе необходимо указать цель добровольной аттестации, которой является получение новой категории.

Аттестация на добровольной основе должна быть интересна как учителям, не имеющим категории, так и тем, у которых она уже есть, но желающим расти дальше.

Процесс добровольной сдачи ЕГЭ для учителей ничем не отличается от сдачи экзаменов школьниками. Педагоги проходят проверку металлоискателем, не допускается наличие мобильных устройств во время проведения экзамена, в аудиториях работает видеосъемка. Конечно, всякого рода шпаргалки, как на бумажном носителе, так и на электронном, запрещены. Выделенное время для прохождения ЕГЭ не отличается от того, которое дается выпускникам. В настоящий момент педагоги из столицы России могут добровольно пройти испытания по каждому школьному предмету, который входит в экзаменационный перечень.

Для получения наивысшего разряда из существующих необходимо быть не только педагогом с большим стремлением к карьерному росту, но и иметь первую категорию. Стоит отметить, что от получения категории до следующего повышения должно пройти не менее двух лет.

Не стоит полагать, что самая высокая квалификация может быть присвоена тем учителям, у которых такая уже имеется. В этом случае они должны подтвердить полученную ранее категорию. Повышение может проходить спустя пять лет после предыдущей аттестации. После этого срока учителя требуют дальнейшей пролонгации.

Прохождение аттестации

Обязательные ЕГЭ для учителей в следующем году на территории Российской Федерации будут проводиться под пристальным контролем специально подготовленной аттестационной группы. В ее состав войдут представители организаций образования. Управляющим, который издает приказ о формировании данной комиссии, утверждается состав:

  • заместитель;
  • председатель;
  • секретарь и другие члены комиссии.

В определенный день будет проводиться заседание комиссии.

Добровольная сдача ЕГЭ для учителей предполагает подачу соответствующего заявления от сотрудника. В нем должны быть указаны занимаемая должность и присвоенная на данный момент категория. Знания и профпригодность педагога оцениваются комиссией в определенный день.

Проверка и рассмотрение заявления от педагога может составить 30 дней, после чего будет выдано решение комиссии. Срок проведения ЕГЭ, с учетом даты финального заключения комиссии, составляет не более двух месяцев.

Итоговые результаты аттестации

Если проходящий аттестацию учитель полностью или частично не согласен с финальным решением комиссии, он вправе опротестовать его в судебном порядке. Еще один вариант – сформировать специальный состав комиссии по трудовому спору. С момента оглашения результатов на их оспаривание выделено 90 дней.

С другой стороны, если аттестационное решение в основном удовлетворяют аттестующегося сотрудника, тот имеет право по возвращении на место работы, предъявив руководителю решение комиссии, потребовать надбавку к заработной плате.

«На текущий момент нет объективных данных, позволяющих делать комплексные выводы об уровне квалификации педагогов по субъектам Российской Федерации и по России в общем. Требуется проведение комплексных исследований, что предоставит возможность определить направления повышения квалификации педагогов, организации научно-методических и практических занятий, подготовки тематических пособий», – говорится в пояснениях тендера.

Как полагают специалисты Рособрнадзора, одной из важнейших целей в данном направлении считается организация справедливой оценки компетентности работников учебных заведений, которая позволит использовать ее итоги и для присвоения квалификационных категорий.

По этой причине запланировано разработать стандартизированный инструментарий для оценки уровня профессионализма педагогов, в том числе предметных, методических, социально-коммуникационных направлений, информационно-коммуникационных технологий и тому подобных.

В процессе исполнения данного указа в текущем году проводится аттестация 15 тысяч педагогов по русскому языку и литературе, а также математике. Такая концепция ориентирована на определение направленности и ключевых характеристик этого исследования.