Конспект занятии по логопедии на тему: "звуко-буквенный анализ слов. звуки и буквы м-н". Конспект группового занятия:Дифференциация строчных рукописных букв м-н Дифференциация м н речевой материал

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Буратиний нос

На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. - Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается. Надулся Никита.

Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

Дифференциация звуков М – Н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

Ма - на
Ма - на - ма - на
На - ма
Мы - ны - мы - ны
На - ма - на
Мо - но - мо - но
Ма - на - ма
Му - ну - му - ну

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3 . Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:

месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М"].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):

ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():

Миша, Марк, Марина, Мирон...

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, -

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Выполнять соответствующие движения.

Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем —

И опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

2. Повтори слова.

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

Список использованной литературы

1. Алифанова К. А., Кгорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

3. Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.

4. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

5. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

6. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, - М.: Просвещение, 1971.

7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1982.

8. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художественная литература, 1988.

9. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

10. Сухин И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

11. Т"уманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

12. Цвьштарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.-- СПб.: Лань, 1998.

Цель: дифференцировать звуки [м] – [н].

Задачи:

  • уточнить знания детей о звуках [м], [н], упражнять в дифференциации звуков [м] – [н] изолированно, в слогах, в словах, предложении, продолжать учить составлять распространённые предложения с заданными словами,
  • развивать логическое мышление на основе замены звуков и уточнения лексического запаса слов, продолжать развивать творческое воображение детей на основе элементов ТРИЗ;
  • воспитывать интерес к занятиям соревновательного типа, продолжать учить работать в команде.

Словарь: согласный, звонкий, твёрдый, мягкий, моль, Дон.

Материал: игрушки: Маша, Нюша, картинки со звуками [м], [н]; картинки с изображением частей тела, цифры 1, 2.

Ход занятия

I. Организационный момент

Игровое упражнение «Подбери картинку к цифре»

(Каждому ребёнку выдаётся картинка с изображением части тела человека (нос, рот, голова, нога, рука, глаз, туловище)

– На столах цифры – 1 и 2, посмотрите на свою картинку, подумайте и положите её к той цифре, к которой вы считаете нужным.

– Сядьте за этот стол.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

– Сегодня у нас соревнование и вы разделились на 2 команды. За каждый правильный ответ команда будет получать смайлика, в конце занятия мы подведём итог.

2. Упражнение «Угадай»

– Капитанами команд будут герои мультфильмов. Эти герои решили с вами пошутить. Они прислали свою фотографию и покажутся только тогда, когда вы отгадаете, кто они.

(Каждой команде выдаётся по изографу).

– Обсудите командой и дайте правильный ответ.

(Герой одной команды Маша из мультфильма «Маша и медведь», другой – Нюша из Смешариков).

3. Характеристика звуков.

– Маше и Нюше нравятся разные картинки. Найдите, какие картинки нравятся Маше (Нюше)

(На наборное полотно ставятся картинки)

Посмотрите на картинки. Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня поговорим?

– Дайте характеристику звука [м] ([н]).

– Докажите, что звук согласный (звонкий).

4. Игровое упражнение «Дразнилки»

– Маша и Нюша очень любят дразниться. Давайте с ними поиграем.

(Педагог проговаривает слоги, дети повторяют за ним.)

ма-ма-на
ну-му-ну
мни-мне-мня и т.п.

5. Игровое упражнение «Поймай звук»

а) изолированно – «Колокольчики»

(Педагог произносит звуки, дети должны прозвенеть колокольчиком, команда Маши на звук [м], команда Нюши на звук [н].

б) в слогах – «Хлопни»

(Вместо колокольчиков хлопают в ладоши.)

в) в словах – «Подними руки»

(Поднимают руки на звуки [м] или [н].)

6. Динамическая пауза

Вот зарядка Маши, Нюши: Встают прямо.
Разотрём мы наши уши, Растирают уши, пальцами обхватывая мочки.
Мы погладим нашу шею, Поочерёдно поглаживая ладонями.
Надо делать всё скорее.
Плечи вверх мы поднимаем, Поднимают плечи на каждый слог.
Руки в стороны, качаем. Руки вытягивают и качают вверх-вниз.
Руки вниз и шагом марш! Маршируют.
Вот зарядка Нюш и Маш.

7. Упражнение «Картинки для Маши и Нюши»

– Маша и Нюша играли и перепутали картинки, помогите Маше выбрать картинки со звуками [м] и [м’], Нюше со звуками [н] и [н’].

(Вносятся картинки: марка, мост, мышка, лимон, бегемот, дом, ком, медведь, миска, мел, пирамидка, скамейка, носорог, носки, нос, банка, карандаш, батон, кулон, Незнайка, нитки, синица, коньки, конь.)

8. Игра «Да-нетка»

Перед детьми картинки: маска, магнит, муха, магнитофон, панама, конфета, ножик.

– Я задумала слово, постарайтесь задать такой вопрос, чтобы убрать как можно больше картинок.

(Например:

– В этом слове есть звук [м]?

– В этом слове нет звука [м]. Убрать все картинки, в названии которых есть звук[м]. Аналогично, до тех пор, пока не останется одна картинка, которую задумал педагог).

9. Упражнение «Составь предложение» со словами

(Выставить на доску картинки «самолёт», «слон»)

– Команда Маши составляет предложение со словом самолёт, а команда Нюши со словом слон.

10. Игровое упражнение «Живое предложение»

– Распределите между собой слова из вашего предложения, составьте «живое» предложение, «прочитайте» его. Сделайте шаг вперёд те, в чьём слове есть звуки [м] ([н]).

11. Упражнение «Измени слово»

(Вносится схема)

– Что обозначает зелёная полоска?

– Я буду называть разные слова. Вам надо звук [м] заменить на звук [н] и произнести новое слово.

(Расположение буквы М меняется в зависимости от того, где находится звук [м] – в начале, в середине или в конце слова.)

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка сесть ровно, голову держать прямо и спокойно.
Губы следует сомкнуть.
Тянем длительно звук «М».

2) Звукоподражания

му (корова), ме (коза).

3) Заводная кукла

Поиграйте с ребенком в следующую игру. В этой игре у ребенка роль куклы. Вы заводите «куклу» ключом, после чего она произносит: «Ма - ма». Звук «М» нужно постараться выделить голосом.

4) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «ма», «мо», «му», «мы» при каждом соприкосновении.

5) Потешка

6) Скороговорка

Логопедическое упражнение произнесения звука «Н»

1) Артикуляционная гимнастика

Рот чуть приоткрыт в этом упражнении.
Тянем длительно звук «Н».
Воздух выпускаем через нос при этом.

2) Игра

Играйте с ребенком в игру лошадка, произнося следующее стихотворение:

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «на», «но», «ну», «ны» при каждом соприкосновении.
Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Потешка

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

5) Скороговорка