Актуальные новости об уровне зарплаты учителей. Повышение зарплаты преподавателям: учителя, преподаватели ВУЗов, научные работники За кем остается решение

ГУБЕРНАТОР МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О повышении в 2017 году заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений Московской области социальной сферы


В целях исполнения указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" , от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" :

1. Правительству Московской области обеспечить повышение заработной платы следующим категориям работников государственных учреждений Московской области социальной сферы:

с 1 мая 2017 года:

врачам и работникам учреждений, имеющим высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющим медицинские услуги (обеспечивающим предоставление медицинских услуг), - на 5 процентов;

среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персоналу, обеспечивающему предоставление медицинских услуг) - на 15 процентов;

младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему предоставление медицинских услуг) - на 18 процентов.

с 1 сентября 2017 года:





педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогическим работникам учреждений культуры, - на 5 процентов;

социальным работникам, включая социальных работников медицинских учреждений, - на 5 процентов;





врачам и работникам медицинских учреждений, имеющим высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющим медицинские услуги (обеспечивающим предоставление медицинских услуг), - на 6 процентов;

среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персоналу, обеспечивающему предоставление медицинских услуг) - на 19 процентов;

младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему предоставление медицинских услуг) - на 10 процентов;

научным сотрудникам учреждений здравоохранения - на 29 процентов.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области обеспечить с 1 сентября 2017 года повышение заработной платы следующим категориям работников муниципальных учреждений социальной сферы:

педагогическим работникам общеобразовательных учреждений - на 5 процентов;

педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений - на 5 процентов;

работникам учреждений культуры - на 5 процентов;

педагогическим работникам образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - на 5 процентов;

педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогическим работникам учреждений культуры, - на 5 процентов.

3. Правительству Московской области обеспечить внесение соответствующих изменений в положения об оплате труда работников государственных учреждений Московской области в установленных сферах деятельности, государственные программы Московской области, а также предусмотреть в бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов средства в целях финансового обеспечения соответствующих расходов, в том числе в форме субсидий и субвенций муниципальным образованиям Московской области на повышение в 2017 году заработной платы работников муниципальных учреждений, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения.

4. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего распоряжения в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и "Информационном вестнике Правительства Московской области".

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Правительства
Московской области
www.mosreg.ru, 25.04.2017

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы разработаны «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год» (далее – Рекомендации).

— определены принципы формирования систем оплаты труда;

— перечислены обязательные нормы и условия оплаты труда;

— рассмотрены вопросы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров;

Согласно принципам формирования систем оплаты труда, сформулированным в Рекомендациях, зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда. Ее предельный размер ограничивать нельзя. Реальные зарплаты должны повышаться.

Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

Системы оплаты труда устанавливаются и изменяются в т. ч. с учетом годового фонда оплаты труда, мнения профсоюзов, аттестации работников, систем нормирования труда. Пересмотр норм труда допускается по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда. В положении об оплате труда работников, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца.

Например, при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2017 году органам власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителям образовательных учреждений рекомендуется:

— не допускать снижения уровня заработной платы, достигнутого в 2016 году;

— размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях должны составлять не ниже 70 процентов;

— при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, в системах оплаты труда работников сферы образования руководствоваться нормами приказов Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601, от 11 мая 2016 г. N 536;

— в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривать фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы); размеры выплат компенсационного характера, если они предусмотрены; размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера;

— при заключении трудовых договоров с работниками использовать примерную форму трудового договора, приведенную в приложении N 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы.

Рекомендациями также определено, что в случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

— при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;

— при получении образования или восстановлении документов об образовании — со дня представления соответствующего документа;

— при установлении или присвоении квалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

— при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия — со дня присвоения, награждения;

— при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук — со дня принятия Минобрнауки России решения о выдаче диплома.

При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.

Справочно

В российских образовательных организациях используются 3 модели оплаты труда. Они построены на общих принципах, но имеют существенные различия.

Модель №1 «Базовый оклад» — основана на базовом окладе и повышающих коэффициентах, которые утверждаются на региональном уровне. У работников, замещающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый. При расчете постоянной части зарплаты работников школы к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты.

Модель №2 «Все включено» — основана на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю. В этой модели все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Сюда входят учебные часы и другая работа, определяемые должностными обязанностями учителя. Стоимость часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.

Модель №3 «Ученико-час» — основана на понятии «ученико-часа». В этой модели при расчете постоянной части зарплаты учителя учитываются и различие в количестве учебных часов, которые он ведет, и количество учеников, с которыми он работает. Величину «ученико-часа», количество ученико-часов нагрузки учителю каждая школа определяет самостоятельно.

Подробно с моделями можно ознакомиться, например, на сайте «Учительской газеты» (http://www.ug.ru/).

О формировании систем оплаты труда бюджетников в 2017 году : 37 комментариев

    О каком повышении зарплаты идёт речь??? Я уже не говорю о средней зарплате учителя в 36 тысяч. Оклад у музыкальных руководителей детского сада был 8400рублей, а после повышения зарплаты стал 9600рублей. Прибавили 1200рублей — увеличили на 15% + 3% за категорию. А сейчас убрали 30% за высшую категорию — это 2520рублей. И в итоге, если музыкальный руководитель раньше за ставку получал 11000рублей, то сейчас, после повышения — 9888рублей… Это как же так надо музыку не любить и нашу профессию ни во что не ставить?!

    Я работаю воспитателем на коррекционной группе (дети ДЦП), если раньше до новой системы оплаты труда, моя ставка составляла 8715 (сюда кстати входит и метод. литература 105 руб.), то теперь ставка составляет 8444 (сюда тоже входит метод. литература 105 руб.). Как же так получается? Это что за новая система оплаты, кто ее разрабатывал не просчитывал, что у одной категории воспитателей оклад увеличится, а у другой уменьшится. В нашем детском саду у всех оклады пусть на чуть чуть но повысились, и только коррекционные остались в минусе. Получается что за счет одних повысили другим? Может следует пересмотреть расчеты, что бы в плюсе были все?

    Работаю 23 года музыкальным руководителем.На ставку раньше более3-х десятилетий полагалось -4 гр.Если вели 6 гр — соответственно получали 1,5 ставки.На сегодняшний день нагрузка в 6 групп оплачивается только на 1 ставку.Реально зарплтата упала на 14 тыс рублей. Если не вдаваться в подробности высчитывания процентов и окладов.Какой стимул тащить полуторную нагрузку за мизерную оплату???

    Здравствуйте. Я работаю учителем английского языка 24 года. Моя нагрузка 26 часов и 2 часа внеурочной деятельности в неделю. Заработная плата до мая 2017г была равна 25600. С 1 мая нас перевели на НСОТ и моя зарплата упала до 17 тысяч. Требования к учителю повышаются, вводятся новые стандарты, а зарплата понижается. Вопрос: является ли введение НСОТ экспериментом на выживаемость?

    Зарплата в школах не индексировалась уже несколько лет. Оклады- от 7250 (педагог-психолог) до 7600(учитель).В соответствии с указами президента и «дорожной картой» средней зарплаты по школе в размере 32000р, конечно же, нет(а по отчётам чиновников-есть). А цены и тарифы уже выросли многократно, требования к образованию- тоже. Опять наступаем на те же грабли- «нищий учитель»?

    Спасибо, за ваш блог и вашу работу!
    К сожалению, не стоит ждать наверное в ближайшем будущем, грамотной оценки работы педагога в нашей стране.

    Добрый день, возник следующий вопрос: моя зарплата в 2016-2017 учебном году = ставка (18ч) + внеурочка (2ч) + музей.
    1) Правильно ли я понял, что при всех изменения расписаний и прочего, она не должна сильно отличаться от прошлогодний, и если да, то на что я могу базироваться при споре с администрацией?
    2) Имеет ли права директор «отнять» у меня музей и передать его другому педагог в новом учебном году? (контракт на музей был краткосрочный, на пол года и истекает в августе)

    Здравствуйте!Я работаю учителем английского языка,в этом году на нашу школу,с учениками в количестве 600детей,осталось 2 учителя!Нагрузка моя 43 часа,включая надомников и «вечернюю школу», хотелось бы примерно рассчитать свою з/п?Есть ли какая то формула?

    Правомерно ли уменьшение оклада воспитателю детского сада по сравнению с предыдущем учебным годом, в связи с тем что не набролось необходимое колличество детей в группу)) нужно 25, а набрали 20. И оклад с 39000 уменьшился до 34000?

    Я работаю учителем математики, нагрузка 18 часов (ставка), и на полставки заместителем директора. В 2016-2017 учебном году стимулирующие выплаты были как на одну должность, так на вторую, но в этом учебном году директор ОУ сообщил, что стимулирующие выплаты, по новой системе оплаты труда, будут выплачиваться только по основной должности, как заместитель директора их получать не буду. Правомерно ли это?

    Добрый день. Работаю в школе учителем химии. По старой системе оплаты труда мне платили 5 процентов за работу в лаборатории. По новой системе доплату убрали. Но есть доплата тем, кто связан с вредными условиями работы. Вопрос:работа в химической лаборатории связана с вредными условиями или нет.

    Здравствуйте! В Чите оплата труда учителей изменилась с сентября 2017 г. Местный Департамент обр. снизил многие выплаты. В 2016-2017 уч.году оплата за проверку тетрадей 5-6 кл. учителю русского языка составляла 547.50, в нынешнем — 324.44, 8-11 кл. — 304.17 против 243.33. Стимулирующих выплат нет уже 3 года, т.к. не хватает денег на данные выплаты. Появилась новая строка » За интенсивность», размер данной выплаты определяется не руководителями школ, а чиновниками. Создается впечатление, что нас обманывают!

    Здравствуйте. А школьные библиотекари вне всяких стимулирующих выплат. Директора школ уверяют, что не положено. Постоянная ссылка

    Скажите,если школа по НСОТ работает,тогда доплата за сложность предмета убирается?И вопрос два.Какой стимул за квалификационную категорию платить тоже школа решает или есть региональные рекомендации?

    Здравствуйте. Работаю в Приморский край г. Уссурийск в МБОУ ДШИ УГО (музыкальная школа искусств). Наше руководство школы говорит, что приказ к нам не относится. Так ли это?

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    ПРИМОРСКОГО КРАЯ
    ПРИКАЗ
    07.12.2018 г. Владивосток № 23а

    «Об утверждении Примерного положения об оплате труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций Приморского края»

    В целях совершенствования системы оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций Приморского края, на основании Закона Приморского края от 25.04.2013 № 188-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края», с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017, протокол № 11)

    ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Утвердить Примерное положение об оплате труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций Приморского края (Приложение 1).
    2. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием:
    — осуществить переход муниципальных образовательных организаций на единую систему оплаты труда с 1 января 2019 года в соответствии с Примерным положением;
    — направлять информацию о результатах внедрения единой системы оплаты труда по каждой муниципальной образовательной организации в департамент образования и науки Приморского края в течение 2019 года ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, по утвержденной форме (Приложение 2).

    3. Отделу экономики и бюджетного планирования образования департамента образования и науки Приморского края (Чугунова И.А.) направить в муниципальные образования Приморского края информацию о предварительном распределении финансовых средств на 2019 г.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    И.о. директора департамента Н.Г. Кочурова

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей .

Совсем недавно премьер министр РФ Дмитрий Медведев провёл в Москве совещание с главами Министерства труда, образования и Министерства спорта. На собрании обсуждалось довольно много тем и вопросов, касающихся необходимости перемен и реформ в образовании.

Основные проблемы, решение которых обговаривалось в ходе совещания

Заместитель президента не мог не обратить внимание и не затронуть тему нехватки педагогов, особенно остро стоящую во многих региональных центрах. Учителя объясняют это постоянно растущими нагрузками и довольно маленькими зарплатами.

Медведев уже проводил совещание по насущным проблемам нехватки учителей 4 июля текущего года. В тот период основной упор был сделан на то, что необходимо пересмотреть и увеличить уровень заработной платы для молодых специалистов, которые вот-вот приступят к выполнению должностных обязанностей. Руководителям всё тех же трёх ведомств было поручено внести изменения в срок до 15 августа. Тогда же была организована прямая линия с премьер министром, в ходе которой он заявил, что будут приложены все усилия для того, чтобы разница в зарплате молодого педагога и специалиста с многолетним стажем работы была минимальной.

Стоит отметить, что главы Министерства науки, образования, спорта и Министерства труда заявили, что по поручению главы государства проводятся все возможные меры для того, чтобы размер зарплаты учителя достиг цифры, равной средней по экономике.

Решения, принятые премьер министром в ходе совещания

На последнем заседании Медведев потребовал обеспечить каждому учителю достойную оплату труда, в особенности, специалистам отдалённых районов и различных региональных центров. Высказывались даже предложения приравнять педагога к госслужащему и, соответственно, уравнять заработную плату.

По мнению Медведева, хорошая оплата такого нелёгкого труда решит вопрос кадрового дефицита. Также она будет способствовать привлечению квалифицированных и грамотных специалистов. Еще было решено искать способы привлечения квалифицированных специалистов без педагогического образования.

Важным аспектом данного совещания было решение о совершенствовании и расширении специфики и направленности образовательной программы в интересах ребёнка. По мнению заместителя главы государства, программа образования должна быть направлена на разработку методов индивидуального подхода к каждому ребёнку. При этом необходимо учитывать его способности, возможности и интересы.

Результаты проделанной работы по всем этим вопросам было решено доложить 15 ноября текущего года.

Современную экономическую обстановку нельзя назвать процветающей и способной оказать существенные финансовые вливания в образовательную систему, ввиду чего каждый 2-й учитель жалуется на уровень своего дохода, который не всегда позволяет приобрести самые необходимые товары и услуги.

В государстве в целом, а также в отдельных ведомствах, очень обеспокоены поиском возможных вариантов исправления ситуации.

Ситуация сегодня по зарплатам

Школьный учитель никогда не мог похвастаться высоким уровнем официального дохода, во все времена спасала только частная практика – платное репетиторство. При определении статуса и престижности профессии, материальная часть занимает далеко не последнюю роль, следовательно, все меньше людей стремятся стать учителями .

Статистические данные непоколебимы и говорят о том, что гражданин, практикующий преподавание в школьном учреждении общеобразовательного уровня, ежемесячно зарабатывает примерно 20 тыс. руб . В связи со столь плачевными значениями, правительство страны приняло решение о том, что увеличение научной нагрузки должно положительно отразиться на уровне стабильного дохода.

В 2012 году случилось подписание указа, в котором Президент утвердил так называемую «дорожную карту», в соответствии с которой к 2019 году уровень ежемесячного официального дохода граждан, обучающих подрастающее поколение в стенах школы, должен повыситься минимум в 1,5 раза.

На основании только что подписанного документа и поручения руководства страны, было решено провести индексацию заработных плат учителей , на что федеральный бюджет выделил достаточно крупную денежную сумму. Правда, следом наступили кризисные времена, и скорость реализации вышеуказанных мероприятий существенно снизилась, а в некоторых регионах и вовсе остановилась.

Процент индексации, заложенный на текущий год, равняется 4% , что само по себе не плохо, так как уровень инфляции не должен превысить 6% , соответственно, подобный пересмотр ежемесячного дохода позволит практически полностью перекрыть повышение цен на необходимые товары и услуги.

В попытках найти способ повышения заработной платы учителям, государственная верхушка правления пришла к тому, что нужно начать применение «эффективных контрактов» . Существенная разница с обыкновенным договором, регулирующим взаимоотношения руководителя и подчиненного, таится во внедрении критериев, оценивающих качество и эффективность трудовой деятельности.

То есть, на высокий уровень официального дохода может рассчитывать только тот гражданин, который очень серьезно и скрупулезно подходит к выполнению своих обязанностей , закрепленных в должностной инструкции, и делает все возможное для регулярного самосовершенствования.

По сути принимаемые на государственном уровне изменения сводятся к тому, что для увеличения суммы ежемесячного дохода педагог должен постоянно повышать свою квалификацию: работать над диссертациями, активно участвовать в научной работе и т.д. Подобная деятельность может значительно повысить статус школы и положительно отразиться на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Власти заботятся о том, чтобы преподавательский состав был высококвалифицированным, то есть учитель должен уметь:

  • грамотно передавать имеющиеся знания;
  • справедливо выставлять оценки;
  • способствовать формированию правильных интересов у школьников;
  • и т.д.

Вышеперечисленные обязанности подвластны далеко не всем специалистам, ведь не зря говорят, что педагогом нужно именно родиться. При этом следует помнить о том, что учитель, как и любой другой гражданин, заинтересован в достойном уровне оплаты. Качество предоставляемых образовательных услуг напрямую зависит от получаемого заработка: преподавание будет в радость только в том случае, если у учителя не будет болеть голова о том, где найти дополнительный источник дохода.

Законопроекты направлены на достижение следующих целей:

  1. Повышение ежемесячного дохода посредством увеличения профессиональной нагрузки.
  2. Снижение коррупционной составляющей при помощи внедрения новой системы окладов.
  3. Уменьшение объема частной практики. В освободившееся время специалист сможет более тщательно подготовиться к уроку.

В настоящее время заработная плата учителя напрямую зависит от средних показателей, действующих в области. Перед каждым субъектом власти поставлена задача: увеличить официальный уровень дохода учителя доступными и законными способами.

Индексация заработных плат

Предвыборная кампания В.В. Путина в 2012 года базировалась на гарантировании повышения доходов специалистов, посвятивших трудовой отрезок своей жизни, работе в бюджетной сфере. Сразу после вступления в должность Президент заверил своей подписью 11 указов, касающихся повышения заработной платы граждан, трудящихся в государственном или бюджетном секторе. Повысить ежемесячный доход педагогического и медицинского персонала планировалось поэтапно в 2018 году, причем в следующем порядке:

  • на 200% по сравнению со средней заработной платой, зафиксированной в регионе, если речь идет о преподавателях ВУЗов и врачах;
  • на 150% по сравнению с имеющимся в 2012 году значением в отношении педагогов, трудящихся в стенах общеобразовательных школ;
  • на уровне средних значений, если в расчет берутся средние и младшие медицинские работники, а также специалисты социальной сферы.

В соответствии с официальными статистическими данными, в настоящее время в стране действуют следующие средние значения:

  • преподаватель в ВУЗе получает примерно 35 000 руб.;
  • учитель, старающийся на благо общеобразовательного учреждения, может рассчитывать в среднем на 27 000 руб.;
  • мастер, практикующий производственное преподавание, получает не более 23 000 руб.

Пересмотр заработных плат работников бюджетной сферы, в том числе и учителей, производится регулярно . Размер плановой прибавки обычно зависит от величины базовой инфляции. Ждать существенного роста в регионах не приходится, так как в последнее время наблюдается отрицательная динамика – финансирование сферы образования регулярно сокращается.

Практически все граждане заметили тяжелое экономическое положение страны, поэтому многих интересует не столько увеличение дохода, сколько сохранение настоящего положения. Причина проста: рост заработной платы педагогов напрямую связан со средними значениями дохода в регионе .

В 2017 году руководящий состав страны изменил подход к определению данного показателя: в расчете теперь участвуют не только сотрудники учреждений, но и граждане, трудящиеся по найму. Внедрение вышеописанных изменений привело к тому, что при наличии планового увеличения бюджетных средств на оплату труда, реальная заработная плата учителя снижается .

Ждет ли педагогов повышение окладов?

Труд учителей является очень важным, ведь именно эти люди делятся с подрастающим поколением имеющимися знаниями и опытом. Их влияние существенно отражается не только на интеллектуальном, но и на духовном развитии школьников.

Всегда считалось, что педагог – это представитель интеллигенции. Эту профессию стремились освоить, так как она являлась очень престижной. Лишь на протяжении последних десятилетий образовательные учреждения испытывают дефицит в квалифицированных кадрах, а педагогические факультеты страдают от недостатка абитуриентов .

Упрямые статистические цифры говорят о том, что средний уровень дохода российского учителя составляет 30 000 руб. Вроде бы неплохое значение подумают многие. Но, все становится гораздо печальнее после пристального рассмотрения отдельных регионов:

  • Дальний Восток гарантирует примерно 75 000 руб. учителю;
  • столица России может порадовать 65 000 руб.;
  • а в Северо-Кавказский округ и Калмыкия не могут предложить более 20000 руб.

Как уже упоминалось выше, Президент в 2012 году подписал Указ, в соответствии с которым заработные платы школьных педагогов должны были вырасти к 2018 году в 1,5 раза. Но, кризисная обстановка 2014 года значительно замедлила процесс и вынудила руководящий состав страны приступить к поиску дополнительных источников финансирования программы.

При расчете среднего показателя стали использовать итоговые цифры заработных плат не только учителей, трудящихся в государственном секторе, но и тех, которые занимаются преподаванием в частных школах. Ежемесячный доход, конечно, увеличился, но только формально.

В следующем году Правительство планирует внедрить новый профессиональный стандарт педагогов , в соответствии с которым учитель должен обладать умениями работы с детьми-инвалидами, с одаренными школьниками или с теми, кто не владеет русским языком.

Будет ли проводиться индексация окладов специалистов образовательной сферы в 2017 году? Последние новости говорят о том, что повысить ежемесячный доход учитель можно посредством следующих способов:

  • закрытие малокомплектных школ;
  • сокращение штатного расписания.

Будут ли сокращения учителей?

Повышение заработной платы педагогического состава является частью президентской дорожной карты, утвержденной в 2012 году, на основании которой Правительство разработало специальную программу, гласящую о том, что оклад учителя нужно ежегодно увеличивать на значение коэффициента инфляции.

Будет ли проводиться сокращение штатов в общеобразовательных учреждениях? Подобные сведения регулярно озвучиваются в СМИ, но официальное подтверждение отсутствует. Даже если подобные мероприятия планируются, грядущие выборы Президента, вероятнее всего отсрочат неприятные события.

Данное видео содержит подробную информацию о новой системе начисления зарплат учителям с 1 января 2017 года.

Внесенные в 2017 году изменения в законодательство подтверждают прямую заинтересованность государства в том, чтобы работодатели обеспечивали полноту и своевременность оплаты труда работников. Нарушения по оплате труда чреваты не только административной, но и уголовной ответственностью. В статье рассмотрены общие вопросы оплаты труда в 2017 году, а также те, которые связаны с последними изменениями в трудовом законодательстве.

Положения законов об оплате труда в 2017 году

Основные положения, регулирующие процедуру оплаты труда, изложены в главе 21 Трудового кодекса РФ. В статьях 136, 153-158 изложен порядок выплаты заработной платы работников, устанавливаются места и сроки ее выдачи, а также условия и порядок применения различных систем оплаты труда, принципы оплаты труда граждан, работающих в особых условиях, в том числе, в ночное время, в выходные и праздничные дни, посменно, сверхурочно и при внедрении новых производств.

Одним из важнейших нормативных актов, регулирующих оплату труда в 2017 году, является федеральный закон № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с изменениями, которые были подписаны 20.12.2016 года и законы субъектов Федерации, устанавливающие в регионах дифференцированные значения МРОТ, зависящие от местных экономических реалий.

Основные требования, контроль над выполнением которых осуществляется на государственном уровне, остаются прежними:

Соблюдение установленных трудовым или коллективным договором, иными локальными нормативными актами сроков и очередности выплаты заработной платы;
обеспечение реального уровня зарплаты (индексация в соответствии с инфляцией);
применение прозрачной системы стимулирования с использованием конкретных количественных и качественных критериев оценки;
своевременная и в полном объеме выплата всех компенсаций и надбавок, гарантированных законом для некоторых категорий работников;
использование актуальных и отвечающих требованиям трудового законодательства методов и методик оценки качества и эффективности труда сотрудников при дифференциации оплаты труда;
установление принципов и порядка оплаты труда на конкретном предприятии в трудовых и коллективном договоре, локальных нормативных актах;
отсутствие любой дискриминации при установлении условий оплаты труда.

Условия и порядок оплаты труда, действующая на предприятии система премирования должны быть закреплены локальными нормативными актами работодателя, при этом локальные нормы не должны ухудшать положение работников по сравнению с теми, что гарантированы трудовым законодательством.

К основным требованиям оплаты труда относится установленный законом минимальный уровень - МРОТ. С января по 1 июля 2017 года МРОТ, установленный на федеральном уровне, равен 7500 рублей, с 1 июля 2017 года он увеличится до 7800 рублей.

Кроме того, с 3 октября 2016 года действуют новые положения статьи 136 ТК РФ, в соответствии с которыми оплачивать труд работников работодатель должен не реже, чем два раза в месяц, при этом аванс за текущий месяц должен быть выдан с 16 по 30 (31) число, а окончательный расчет должен быть произведен с 1 по 15 число в следующем месяце. При этом между датой аванса и датой выдачи заработной платы должно быть полмесяца. Даты выдачи заработной платы должны быть оговорены коллективным или трудовым договором, иным нормативным актом, регулирующим оплату труда в организации.

Пока еще не на уровне закона, хотя такой законопроект уже подготовлен, но на уровне рекомендаций Роструда и Минтруда урегулирован вопрос с теми стимулирующими выплатами, которые начисляются работнику не ежемесячно, а по итогам за какие-то конкретные периоды, например, премии за квартал, полугодие или год. В этом случае, как считают контролирующие ведомства, работодатель имеет право подвести итоги, проанализировать эффективность труда каждого работника и начислить ему премию позже установленного для выплаты заработной платы пятнадцатидневного срока по окончании расчетного периода. Но в любом случае, сроки выплаты премий и иных стимулирующих надбавок, должны оговариваться локальными нормативными актами.

Какие документы по оплате труда в 2017 году должны быть в организации

В отличие от учреждений государственного или муниципального подчинения, в которых вопросы оплаты труда в 2017 году останутся строго регламентированными, работодатели, не имеющего смешанного или бюджетного финансирования, имеют полное право самостоятельно разработать и закрепить на локальном уровне принципы оплаты труда своих сотрудников.

Поэтому работодатель вправе отказаться от применения единой системы оплаты труда на своем предприятии и сформировать штатное расписание, установив оклады работником, основываясь на средней рыночной цене рабочей силы в данном конкретном регионе. В этом случае параметры системы оплаты труда, применяемые в отношении конкретного работника, должны быть отражены, как минимум, в трудовом договоре.

На средних и крупных предприятиях об отсутствии единой системы оплаты труда речь не идет - это, прежде всего, невыгодно и самому работодателю, поскольку затрудняет учет и расчеты, снижает мотивированность сотрудников. В этом случае система оплаты труда на предприятии устанавливается и трудовым договором с работником, и коллективным договором, и специальными нормативными актами, такими, как Положение об оплате труда и Положение о премировании, в соответствии со ст. 135 ТК РФ.

Разработка отдельного документа - Положения об оплате труда - является наиболее предпочтительным вариантом, позволяя установить единые правила и принципы оплаты труда для всех сотрудников организации, позволяя регулировать ее размер в зависимости от квалификации, уровня образования и личной эффективности каждого работника. Такое решение вопроса позволяет сделать систему оплаты труда прозрачной и максимально понятной как для работающих на предприятии, так и для проверяющих его деятельность сотрудников контролирующих органов.

К самым распространенным видам нарушений, связанных с оплатой труда, относятся:

Несоблюдение установленных законом и локальными нормативными актами сроков выплаты заработной платы, отпускных, компенсаций и денежных сумм, начисленных работникам при увольнении;
однократная ежемесячная выплата заработной платы;
оформление расчетных листов без использования единой типовой формы;
ненадлежащее оформление и несвоевременная оплата сверхурочной и дополнительной работы.

Поскольку гарантии работникам на своевременную и адекватную оплату труда предоставлены на государственном уровне, надзорные органы строго следят за тем, чтобы данные гарантии работодателями соблюдались в полном объеме.

Проводя аудит оплаты труда в 2017 году, инспекторы, прежде всего, обратят внимание на даты выплаты заработной платы и соблюдение установленных сроков ее выдачи, правильность и полноту оформления и заполнения расчетных документов. В организации должна применяться типовая форма заполнения расчетных листов для всех сотрудников. Инспектора также обратят внимание на правильность ведения табелей учета рабочего времени и проверят, своевременно ли были выданы работнику дополнительные суммы, положенные за сверхурочную работу.

В соответствии со статьей 5.27 КоАП, с 3 октября 2016 года увеличены штрафы за задержку выплаты заработной платы.

С их размерами вы можете ознакомиться в таблице:

В случае, если проверкой будет обнаружено, что уровень оплаты труда работника в 2017 году ниже установленного МРОТ, организация будет вынуждена выплатить штраф от 30000 до 50000 руб.

За задержку заработной платы работодатель должен выплатить работнику компенсацию, при этом размер процентов составляет 1/150 от ключевой ставки Центрального Банка РФ.

Новая система оплаты труда в 2017 году

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Законодательные обоснования

Правительство РФ приняло Постановление, согласно которому работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

Учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях:

1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

Виды стимулирующих выплат;
критерии для их начисления;
размеры сумм и/или порядок расчета;
периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов:

1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.

Критика НСОТ

Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Новая система оплаты труда бюджетников в 2017 году

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы разработаны «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год» (далее – Рекомендации).

Определены принципы формирования систем оплаты труда;
- перечислены обязательные нормы и условия оплаты труда;
- рассмотрены вопросы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров;
- даны рекомендации по формированию фондов оплаты труда.

Согласно принципам формирования систем оплаты труда, сформулированным в Рекомендациях, зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда. Ее предельный размер ограничивать нельзя. Реальные зарплаты должны повышаться.

Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

Системы оплаты труда устанавливаются и изменяются в т. ч. с учетом годового фонда оплаты труда, мнения профсоюзов, аттестации работников, систем нормирования труда. Пересмотр норм труда допускается по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда. В положении об оплате труда работников, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца.

Например, при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2017 году органам власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителям образовательных учреждений рекомендуется:

Не допускать снижения уровня заработной платы, достигнутого в 2016 году;
- размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях должны составлять не ниже 70 процентов;
- при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, в системах оплаты труда работников сферы образования руководствоваться нормами приказов Минобрнауки РФ N 1601, от 11 мая 2016 г. N 536;
- в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривать фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы); размеры выплат компенсационного характера, если они предусмотрены; размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера;
- при заключении трудовых договоров с работниками использовать примерную форму трудового договора, приведенную в приложении N 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.

Рекомендациями также определено, что в случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

При увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет - со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;
- при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня представления соответствующего документа;
- при установлении или присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения аттестационной комиссией;
- при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия - со дня присвоения, награждения;
- при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук - со дня принятия Минобрнауки России решения о выдаче диплома.

При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.

В российских образовательных организациях используются 3 модели оплаты труда.

Они построены на общих принципах, но имеют существенные различия:

Модель №1 «Базовый оклад» - основана на базовом окладе и повышающих коэффициентах, которые утверждаются на региональном уровне. У работников, замещающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый. При расчете постоянной части зарплаты работников школы к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты.
Модель №2 «Все включено» - основана на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю. В этой модели все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Сюда входят учебные часы и другая работа, определяемые должностными обязанностями учителя. Стоимость часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.
Модель №3 «Ученико-час» - основана на понятии «ученико-часа». В этой модели при расчете постоянной части зарплаты учителя учитываются и различие в количестве учебных часов, которые он ведет, и количество учеников, с которыми он работает. Величину «ученико-часа», количество ученико-часов нагрузки учителю каждая школа определяет самостоятельно.

Тарифная система оплаты труда в 2017 году

Тариф - это установленная сумма, выплачиваемая за единицу услуги или работы. Например: тариф за услуги связи: 100 рублей за 300 минут. В том же значении используется слово «тариф» при определении системы оплаты труда на предприятии.

Тарифная система оплаты труда - это схема, в основе которой - четко определенный размер выплат за единицу работы, выполненной работником.

Самый простой пример: 100 рублей за вытачивание 1 детали.

100 рублей - это ставка, одно из ключевых понятий всей тарифной системы оплаты труда (далее - ТСОТ).

Анализируя простой пример, понимаешь, что в нем много неизвестных:

Насколько сложна деталь?
Какой квалификации должен быть работник, чтобы такую деталь изготовить?
За какое время должна быть изготовлена деталь?

О сложности работ скажут тарифные коэффициенты - второе ключевое понятие ТСОТ. И оно напрямую связано с понятием разряда, или, другими словами, уровня квалификации работника.

Разряды и коэффициенты

Токарь, окончивший колледж, обычно имеет 2-й разряд (это самый низкий, токарей 1-го разряда не бывает, согласно ЕТКС - Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих). Опытный мастер может иметь 6-й (максимальный для этой профессии) разряд.

Чем выше разряд, тем выше коэффициент. У токаря 6-го разряда коэффициент может быть 1,67. Тогда за изготовление той же детали, что в примере выше, токарь 6-го разряда получит 167 рублей.

До 2008 года в стране существовала Единая тарифная сетка для работников организаций бюджетной сферы, в которой были определены ставка первого разряда и повышающие коэффициенты. Затем этот документ был заменен отраслевыми приказами о введении новой системы оплаты труда.

Все эти документы распространяются только на бюджетные предприятия: коммерческие могут использовать ТСОТ, самостоятельно определяя базовую ставку и коэффициенты.

Тарифная и бестарифная система оплаты труда

В отличие от описанной выше, в бестарифной системе (БСОТ) базовых ставок нет, фиксированных окладов - тоже. Есть единый фонд оплаты труда (ФОТ) и матрица условий, которые, по мнению работодателя, важны для достижения организацией ожидаемых результатов.

Такими условиями могут быть:

Объем оказанных услуг каждым работником (например, ему может выплачиваться процент от объема услуг);
размер полученной прибыли;
коэффициент квалификационного уровня работника (ККУ);
коэффициент участия.

Пример БСОТ:

ООО «Снежинка». ФОТ за апрель 2017 года - 300 000. ККУ директора - 3; главного бухгалтера - 1,5; менеджера по продажам - 1,3; уборщицы - 1.
Сумма коэффициентов: 3 + 1,5 + 1,3 + 1 = 6,8.
З/п директора = 300 000 / 6,8 * 3 = 132 353 р.
З/п бухгалтера = 300 000 / 6,8 * 1,5 = 66 176 р.
З/п менеджера по продажам = 300 000 / 6,8 * 1,3 = 57 353 р.
З/п уборщицы = 300 000 / 6,8 *1 = 44 118 р.

Однако такая система довольно экзотическая, трудоемкая и применяется нечасто. Вернемся к более привычной.

Из чего состоит ТСОТ

Тарифная система оплаты труда включает несколько важных понятий, уже рассмотренных выше: ставки, коэффициенты, квалификационные справочники. Важно еще упомянуть сетку - документ, в котором указаны разряды и коэффициенты.

Так, например, выглядит отраслевая сетка работников ЖКХ: есть 9 квалификационных уровней (разрядов), по каждому дается 3 варианта тарифных коэффициентов. Какой из предложенных выбрать, решается на уровне организации, указывается в коллективном договоре. Заработная плата самого высокооплачиваемого сотрудника может быть в 8,4 раза выше, чем самого низкооплачиваемого.

Кроме того, тарифная система оплаты труда рабочих включает районные коэффициенты, а также возможные надбавки и доплаты.

Изменения в системе оплаты труда с 2017 года

Госдума утвердила обновленную версию рекомендаций по поводу установления обновленной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и педагогических работников. Данное решение было определено трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. При этом правила, которые действовали до этого, утратили свою силу, и в 2017 году использоваться не будут. Сегодня поговорим об изменениях в системе оплаты труда педагогических работников и о том, как поменяется подход к данному вопросу.

В 2017 с новыми показателями и без понижения заработной платы

Начиная с 2017 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя. Отныне при формировании дохода учителей и преподавателей в обязательном порядке учитывается среднемесячный заработок наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей. С текущего года данный критерий обязательно должен учитываться при разработке планов затрат, направленных на увеличение размера оплаты труда педагогических работников и сотрудников других бюджетных сфер. В июле 2015 года правительством Российской Федерации издано постановление, в соответствии с которым Росстат был обязан подготовить вышеуказанные данные до 15.04.2016.

При обсуждении трехсторонней группой нового регламента в документ был внесен пункт о недопустимости понижения заработной платы сотрудников детских садов, школ и государственных университетов. В соответствии с данной нормой, в 2017 году уровень оплаты труда педагогических работников будет не ниже, чем в 2016. Соответственно, педагоги из детских садов получат зарплату не ниже средней по России (в прошлом году – чуть более 28 000 рублей).

Еще одной важной новостью для педагогов стал учет показателя минимального размера оплаты труда. В прошлом году данный показатель находился на уровне 6 200 рублей. Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено. Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ.

Что нужно учитывать при соблюдении принятых рекомендаций

Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты.

В частности, к таковым относятся:

1. Установление размеров оклада заработной платы должно осуществляться в соответствии с квалификационной группой работника.
2. Если сотрудник бюджетного учреждения работает на должности, которая не имеет отношения к профессиональным категориям, ставка его заработной платы рассчитывается исходя из трудности возложенных на него обязанностей.
3. Следует обязательно учитывать необходимость использования стимулирующих выплат и всевозможных компенсаций. Данный вопрос должен быть отражен в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.
4. Утверждать штатное расписание имеет право исключительно руководитель детского сада, школы, ВУЗа, иной бюджетной организации.
5. После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
6. Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).

Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке. Поэтому рекомендациями предусмотрено отражение фактической нагрузки педагога в трудовом соглашении.

Данная норма коснется таких работников, как:

Школьные учителя;
университетские преподаватели;
тренеры детских спортивных секций;
лица, ведущие деятельность в сфере дополнительного образования.

С учетом данных нововведений, любые изменения в рабочем времени педагога также должны отражаться в трудовом соглашении.

При этом следует помнить об условиях, при которых такое может стать возможным:

По соглашению сторон договора;
в исключительных случаях – в одностороннем порядке со стороны руководителя образовательного учреждения. Данная норма может быть использована в случае, если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану, образовательная организация не набрала достаточного количества учеников и т. д.

Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования. Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.

Сегодня данные рекомендации одобрило немалое количество педагогических работников. Действительно, новый документ существенно расширил их возможности в плане оплаты труда и повысил их защищенность от неправомерных действий руководителя образовательной организации. Ожидается, что данные рекомендации будут действовать в ближайшие несколько лет и постепенно дорабатываться, чтобы доход педагогов дорос до достойного уровня.

Формы и системы оплаты труда в 2017 году

Практикуется применение двух различных форм:

1. Повременная.
2. Сдельная.

Выбор формы расчета зависит от конечного экономического результата.

Существенное отличие заключается в экономическом подходе:

Повременная форма чаще используется при выполнении не количественной работы, и когда ее результативность не взаимосвязана с объемом.
Сдельная наоборот дает больший упор на объем производимого труда во временной промежуток, который, как правило, выражается определенными количественными показателями.

Заработная плата в первом случае имеет фиксированную ставку в виде оклада и может дополняться выплатами на основе общей рентабельности предприятия. При сдельной форме сумма зависит напрямую от количества продукции или услуг, произведенных за назначенное время.

Повременная форма оплаты труда

Повременная применяется для расчета заработной платы вне зависимости от произведенного объема. Расчет заработной платы основан на размере ставки или тарифа. Тарифная ставка - это оптимальный баланс между затраченным временем наемного лица и его квалификации.

Повременная подразделяется:

1. Простая – начисляется за какой-то отработанный промежуток времени.
2. Контрактная – плата производится при полном соответствии документально зафиксированных условий.
3. Комиссионная – основание для платы - договор комиссии.

Сдельная форма оплаты труда

Сдельная система оплаты характеризуется концептуально иным подходом к расчету заработной платы в сравнении с повременной. Здесь главный показатель - это объем продукции, которая создана в указанный промежуток времени. Сдельная плата может рассчитываться для одного работника и для группы людей. Заработная плата при расчете на группу рассчитывается делением общего объема продукции, произведенной в процессе совместной работы на количество сотрудников, ее производивших. Сдельная система оплаты труда примеры профессий – строители, швеи, комплектовщики, токари и т.д. Сюда можно включить любые профессии, работа которых измеряется количественно.

Основные системы оплаты труда

Системы оплаты опираются на вышеописанные формы и подразделяется на конкретные способы с уточнениями по дополнительно производимым выплатам.

Системы заработной платы:

1. Повременная: простая повременная и повременно-премиальная.
2. Сдельная: сдельно-премиальная, простая, аккордная, косвенно-сдельная, сдельно-прогрессивная, коллективная и индивидуальная.

Наиболее широко применяемые системы заработной платы подробнее рассмотрим далее.

Повременно-премиальная система оплаты труда

Работающим с повременной формой вводится, как мера дополнительного стимулирования к заработной плате, премиальная надбавка за выполненную работу. Премия - это фиксированный процент, взятый от оклада конкретного служащего. Квалификации влияет на процентную ставку, и она может варьироваться от низшей к высшей. Вознаграждения производятся по общим показателям рентабельности организации и на усмотрение руководителя.

Аккордная система оплаты труда

Аккордным считается заработок, который начисляется на основе оконченного цикла работ, которые были оговорены при выдаче аккордного задания. Время, необходимое для производства, не играет ключевой роли при начислении средств. Коллектив сотрудников или один работник получает вознаграждение по окончании выполнения выданного задания. При этом, не запрещено оговаривать в задании надбавки за преждевременное выполнение и снижение оплаты при затягивании сроков сдачи.

Сдельно-прогрессивная система оплаты труда

Сдельно-прогрессивные формы практикуются при производстве работ, в которых одинаково важны и размеры произведенной работы, и время выработки. Обычно это работа штамповщиков, фасовщиков и т.д. Сдельно-прогрессивные подразумевают установление расценок за производство количества работы в определенный временной отрезок, а все произведенное сверх установленного стоит дороже, что позволяет стимулировать производительность и увеличивать материальную заинтересованность работников.

Преимущества и недостатки систем

На современных предприятиях РФ применяются любые из представленных видов оплаты труда. Сущность каждого из видов различна и имеет плюсы и минусы. Преимущество сдельной оплаты - это прямое соотношение количества к сумме полученного финансового вознаграждения. Недостатком же данных расчетов можно считать зависимость возможности выработки от внешних условий и показателей. Преимуществами повременной заработной платы можно назвать относительную стабильность, а недостатками системы - отсутствие мотивации для выполнения труда сверх положенной нормы.