Где живут белые медведи 1. Место обитания белого медведя. Где обитают белые медведи? Учитель рассказывает о белых медведях

Полярный или белый медведь является единственным, который классифицируется в большинстве стран (США, Норвегия, Гренландия и Россия) как морское млекопитающее. Исключением является Канада, которая в настоящее время причисляет белого медведя к наземным млекопитающим. Белые медведи находятся на вершине в Арктике, где они питаются преимущественно тюленями.

Кто такие белые медведи?

Согласно последним данным многочисленных исследований, древним предком полярных медведей является бурый медведь. Их происхождение датируется временем около 350 тысяч-6 миллионов лет тому назад. В отличие от своих бурых сородичей, которые живут на суше, белые медведи прекрасно приспособлены для выживания в Крайнего Севера. Существуют разные популяции полярных медведей. Всего насчитывается 19 видов различных субпопуляций белых медведей. Согласно более поздним исследованиям, выделяют четыре основных группы. Эта классификация берет за основу особенности места, где обитают белые медведи: расходящийся лед, лед сходящийся, сезонный лед и архипелаги.

Белый медведь - это ближайший родственник Взрослые самцы обычно весят от 350 до 600 килограммов. Взрослые самки мельче ‒ обычно их вес составляет от 150 до 295 килограммов. Полярные медведи считаются долгожителями. В дикой природе они живут в среднем от 15 до 18 лет, хотя биологи зафиксировали несколько 30-летних особей. В неволе некоторые долгоживущие медведи достигают 40-летнего возраста. Ярким примером тому может служить выращенный в неволе медведь Дебби из Канады, который дожил до 42 лет.

Где живут белые медведи?

Место обитания белого медведя - это его естественная среда, где он может охотиться, добывая себе пропитание, и размножаться, сооружая снежные берлоги для спячки и защиты детенышей. Белые медведи встречаются по всей Арктике. Они чаще всего обитают в районах, где водится популяция кольчатой нерпы. Место обитания белого медведя охватывает всю циркумполярную Арктику.

Эти крупные млекопитающие приспособились жить в воде и на суше. В отличие от других медведей, белый медведь является отличным пловцом, и иногда их можно увидеть более чем в 160 км от земли или льда. В настоящее время более 40 процентов всех белых медведей живут в Северной Канаде, на льдах вдоль берегов многочисленных островов.

Угроза исчезновения

Белые медведи считаются довольно уязвимым видом в плане исчезновения. В России животные занесены в Красную книгу, которая включает в себя редких или исчезающих животных. В США белые мишки как исчезающий вид занесены в список «Об исчезающих видах». Канада считает, что они требуют повышенного внимания в рамках национальных видов, находящихся под угрозой. Меры по защите животных предпринимаются на законодательном уровне.

Причинами для беспокойства служит утрата среды обитания в связи с изменениями климата. Ученые предсказывают, что из-за интенсивного таяния льдов две трети от мирового количества полярных медведей могут исчезнуть уже в этом веке. Исследование также показывает, что все еще поправимо, если в скором времени будут приняты меры по значительному сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Места, где обитают белые медведи, не должны загрязняться из-за коммерческого использования Арктики.

Белые медведи: среда обитания

Медведи приспособлены к арктическому климату, где температура воздуха зимой может опуститься до -45º C. Эти животные имеют два изолированных слоя меха, которые помогают им удерживать тепло тела. Кроме того, в хорошие времена у них также имеется толстый слой жира. Компактные уши и маленький хвост также предотвращают потерю тепла. На самом деле белые медведи имеют больше проблем с перегревом, чем от холода, особенно когда бегают. Охотиться им помогает отличное обоняние, а их когти могут удержать добычу в 40-90 кг.

Место белого медведя в пищевой цепочке

Местом обитания этих пушистых хищников служат арктические пустыни. Белый медведь находится в верхней части арктической пищевой цепи. Таким образом достигается природный баланс с целью предотвращения перенаселения среды обитания. Когда взрослый медведь в хорошей форме, сформированные жировые запасы поддерживают организм между приемами пищи.

Медведи охотятся на кольчатую нерпу, морских зайцев, усатых китов. Эти белые и пушистые млекопитающие являются отличными пловцами: они используют свои передние лапы как весла, пока их задние лапы выполняют функцию руля. Кроме того, у них замечательный нюх: свою добычу они могут учуять, находясь на расстоянии одного километра.

Потомство

В зависимости от состояния организма, самки обычно воспроизводят на свет два-три детеныша каждые 4-6 лет. В связи с этим белые медведи имеют один из самых медленных репродуктивных циклов в природе, принося потомство, как правило, не более пяти раз в течение жизни. Место обитания белого медведя позволяет выбрать подходящее укрытие для рождения детенышей. Медвежата появляются на свет в ноябре или декабре в снежных пещерах, называемых родовыми берлогами.

При рождении малыши напоминают больших белых крыс, которые в длину достигают 30-35 сантиметров и весят чуть более половины килограмма. Слепые, беззубые и покрытые коротким мягким мехом, они полностью зависят от своей матери, получая от нее тепло и еду. Детеныши растут довольно быстро благодаря высококалорийному молоку их матери, жирность которого составляет около 31%. Маленькие медведи остаются с матерью до достижения ими 2,5 лет.

Особенности обитания

Место обитания белого медведя может меняться, так как животные могут совершать дальние миграции по суше и воде вдоль континентальных побережий или островов. Некоторые особи большую часть года проводят на суше. Большинство беременных самок проводят осень и зиму на земле в своих родовых берлогах.

Температура воздуха в Арктике в среднем достигает -34°C зимой и 0°C летом. Самой холодной зоной в зимний период является северо-восточная часть Сибири, где температура опускается до -69°С. Самыми теплыми районами в летнее время считаются внутриконтинентальные области Сибири, Аляски и Канады, где температура может достигать + 32°С.

Белые медведи, среда обитания которых приходится на северные приполярные районы, часто изображаются на иллюстрациях в популярных художественных и детских книгах вместе с пингвинами. Однако они живут на разных полюсах. Белые медведи в Антарктиде не обитают: там живут пингвины на покрытом льдом континенте, окруженном океанами, а среда обитания полярных медведей - это Арктика.

Таковы они, эти удивительные животные - белые медведи.

Распространенное убеждение: пингвины и белые медведи живут везде, где много льда и снега. Хотя оба вида предпочитают экстремальные условия, но в природной среде они не живут на одной территории. Белым медведям пришлась по вкусу Арктика, которая не понравилась пингвинам – они предпочли Антарктиду.

Белые медведи облюбовали Северный полюс, а пингвины – Южный. Косолапым нравится жизнь, связанная с дрейфующими льдами. Они бы и вовсе не выходили на сушу, если б не период воспитания малышей. Медвежата появляются на свет в берлогах на суше, а взрослея, привыкают к жизни на плавучих льдах.

Основные «медвежьи родильные дома» находятся в Арктике – на о. Врунгеля, Северной Земле, Земле Франца-Иосифа. Самцы белых медведей – вечные странники. Они отлично плавают и способны преодолевать вплавь более сотни километров.

Вокруг Северного полюса живет около 25 тысяч особей. Правда, белым медведям не по вкусу загрязнение морей и глобальное потепление. Эти величественные красавцы проживают возле северных берегов Евразии и Америки на плавучих льдах. Встречаются и на территории России, на островах Северного Ледовитого океана.

Некоторым интересно: смог бы белый медведь жить безо льда? Ответ на этот вопрос дала сама природа, так же, как и на вопрос где живут пингвины и белые медведи. В 60-х годах на побережье Гудзонова залива (Канада) обнаружили колонию особей. Большую часть времени медведи проводили на льдах, питаясь нерпами.

В период, когда лед таял, уходили в глубь материка. Их пищей становились линяющие птицы и их яйца. Но из-за глобального потепления популяция сократилась за 10 лет почти в два раза – с 1600 до 900 особей. Из-за таяния льдов медведям просто не хватило привычной пищи.

А что будет, если пингвинов все же поселить в Арктику? По словам директора Музея Арктики и Антарктики Виктора Боярского, популяция там просто не выжила бы – нет экологической ниши. Для естественного передвижения в сторону Арктики нет течений, которые объединяют Северный и Южный полюс. Тропический пояс для пингвинов – непреодолимый барьер.

Белый медведь на территорию, где живут птицы, даже не заглядывается. Ведь там нет обширных плавучих льдов с полыньями. А это – главная «любовь» белых медведей. Поэтому в местах обитания пингвинов косолапые из Арктики тоже не выжили бы. Они бы не смогли добывать себе еду. Да и природа Антарктики более бедна, богат только подводный мир. Но шанс занять эти просторы у белых медведей есть. Ведь льды в Артике постепенно тают. В северной части Антарктики, напротив, прибавляются.

Пингвинам по вкусу Южное полушарие. Их можно встретить в Антарктиде и на островах, прилегающих к континенту. Также есть колонии пингвинов в Перу, в южной Бразилии и даже в Африке (юго-западной части)! Есть пингвины в Новой Зеландии и даже на юге Австралии. Насчитывается 16 разных видов, все они великолепно приспособлены к водному способу жизни. Правда, предпочитают разный ландшафт. Большинству подавай каменистую поверхность, но некоторые обожают песчаные пляжи и заросли травы. Есть даже колонии пингвинов, которые предпочли прибрежные леса.

Окружающий мир -1 класс УМК « Школа России».

Тема: Где живут белые медведи?

Цели деятельности учителя : формировать представления о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах, находить данные районы на карте, отличительные признаки растительности и животных; воспитывать чувство любви к своей родине.

Тип урока : решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные : научится находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов; получат возможность научиться рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные : овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на вопросы; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Личностные : формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; признавать возможность существования различных тоек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Образовательные ресурсы : карта полушарий, глобус, слайды с изображением животных, магнитофон.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока .

Муравей . Недавно я ходил в зоопарк и видел там в вольере с бассейном белого медведя, моржа. Ребята, я задумался, а где родина этих животных?

Где живут белый медведь и морж? Может быть,вы знаете?

Ученики . Белый медведь живёт на Севере.

Учитель . Давайте мы с вами отправимся в путешествие, чтобы точно узнать, где живут белые медведи, моржи, пингвины и другие обитатели холодных территорий земного шара.

Ребята, у меня в руках цветик-семицветик. Давайте оторвём лепесток, загадаем желание и хором скажем:

Лети- лети, лепесток

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по – моему, вели.

II. Работа по теме урока .

Вели, чтобы мы всем классом оказались на Севере. Одеты вы все тепло.

Вот и Северный Ледовитый океан.

(Слайд 2)

Чем покрыта большая часть Северного ледовитого океана?

Ученики . Льдом и снегом.

Учитель

Ученики .Северный полюс. (Показ Северного полюса учителем на глобусе.)

Учитель . Это Арктика. С давних пор она привлекала людей. К сожалению, из-за освоения Арктики человеком оказалась в опасности её природа. Сейчас охота на редких животных запрещена. На острове Врангеля (показывает на карте) открыт заповедник.

(Слайд 3 )

А вот и белый медведь…

— Опишите его.

Ученики . Пушистый, густая длинная шерсть, широкие лапы.

Учитель . Для чего это нужно?

Ученики . На севере холодно. Это нужно для жизни на севере.

Учитель . Белый медведь- самый крупный хищный зверь на Земле. Он живёт только в Арктике. Всю жизнь проводит во льдах.

— Как вы думаете, чем он питается?

Ученики . Рыбой.

Учитель . Конечно, рыбой, но иногда не против полакомиться птицами и тюленями. (Слайд 4)

Тюлени очень неуклюжи на льдинах и становятся добычей белых медведей. Вес белого медведя около 700 кг. Это самый крупный хищный зверь на земле.

Учитель . (Слайд 5) – Это кто бродит среди льдин?

Это самцы белых медведей, а самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежата, которые не крупнее котят. В берлоге морозы и ветры морозы и ветры не страшны медвежатам. Мать кормит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.

Физкультминутка.

(Звучит песенка про медведе из кинофильма « Кавказская пленница» .)

Где-то на белом свете,

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось,

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря,

Трутся спиной медведи,

Вертится Земля.

(Слайд 6 )

Учитель . Ребята! А это кто?

Ученики . Моржи.

Учитель . Да это же моржи. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее их. Видите, как мало стало животных на севере. Белый медведь и морж занесены в Красную книгу. Задача всего человечества- сохранить их. Многочисленные суда, проходящие по морскому пути, загрязняют воду, сюда попадают различные вредные вещества. Загрязнение северных морей очень плохо сказывается на жизни обитающих здесь животных. Мудрая Черепаха . Подумайте, ребята, а охотятся белые медведи на пингвинов?

Учитель . Давайте узнаем, где живут пингвины.

Оторвём лепесток, загадаем желание и хором скажем:

Лети- лети, лепесток

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по – моему, вели.

Вели, чтобы мы всем классом оказались в Антарктиде. (Показывает на глобусе).

(Слайд 5)

Учитель . Что такое Антарктида?

Ученики . Это огромный кусок суши.

Учитель . Чем покрыта Антарктида?

Ученики . Льдом.

Учитель . Какой полюс здесь расположен?

Ученики . Южный полюс.

Учитель. Здесь в Антарктиде живут пингвины. (Слайд 6 )

Самые большие- императорские пингвины. Их рост-80см,а вес от 25 до 40кг. Пингвины- отличные пловцы. Питаются рыбой, кальмарами. В воде пингвин может мчаться со скоростью 36км/ч. Иногда он так разгоняется, что вылетает из воды на лёд.

Так едят, ли белые медведи пингвинов?

Ученики . Белые медведи не охотятся на пингвинов, потому что эти животные живут в разных районах Земли.

Учитель . Кроме пингвинов в Антарктиде живут альбатросы. (Слайд 7 )

Это большая птица, которую можно увидеть у берегов Антарктиды. Разхмах крыльев этой птицы-3-3,5м. (Встать трём ученикам рядом, вытянув руки).

— Наше путешествие подошло к концу, но мы к нему будем возвращаться ещё раз. А сейчас я взмахну волшебной палочкой, а мы окажемся в нашем классе.

III . Первичное осмысление и закрепление.

Работа в рабочей тетради (с.11)

IV . Итоги урока.

О чём говорили на уроке?

Где же живут белые медведи?

О чем бы вам хотелось узнать подробнее?

Урок подготовлен

учителем нач. классов

МОБУ СОШ№4

г. Мелеуза

Крючиной Л.В.

Где живут белые медведи и пингвины (урок-игра)

Цели: 1. Формировать представление о разнообразии природы Земли;

  • 2. Познакомить с холодными районами земли - Северным и Южным полюсами, с животным миром этих районов;
  • 3. Выполнить аппликацию из резаных ниток, прививать аккуратность;
  • 4. Развивать любознательность, воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: 1. Глобус;

  • 2. Рисунки природы и животного мира Северного Ледовитого океана, Антарктиды;
  • 3. Цветик - семицветик;
  • 4. Образец аппликации; шаблоны медведя;
  • 5. У каждого учащегося - картон голубого цвета, шерстяные нитки белого цвета, клей ПВА, ножницы, сигнальные карточки красного и зелёного цветов.

Пояснительная записка

Данный интегрированный урок окружающего мира проводился в 1 классе в III четверти в январе по тематическому плану.

Весь урок построен в виде игры-путешествия при помощи Цветика-семицветика. Отрывая лепесточки цветка, дети оказываются там, где живут белые медведи, пингвины; при этом произносят стихи из сказки: «Лети, лети лепесток, через запад и восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели!» Форма работы - хоровое разучивание . Повторение пройденного материала проводится в виде игры «Да - нет» с использованием сигнальных карточек. Знакомство с новым материалом идёт через рассказ учителя, работу по учебнику и в Рабочей тетради, через практическую работу - выполнение аппликации белого медведя из картона и шерстяных ниток, что способствует активизации внимания детей, интереса к предмету, развивает творческую самостоятельность. Для закрепления изученного материала в течение урока ведётся беседа о том, где побывали, что увидели и узнали. Итог подводится в виде задания на логическое мышление : «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» Если дети ответили на этот вопрос и обосновали свой ответ, значит, целей урок достиг.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в самых холодных районах нашей Земли, узнаем, где живут белые медведи и пингвины. Но сначала РАЗМИНКА.

II. Игра «Да - Нет»

Ранее изученный материал повторяется в виде игры.

У детей сигнальные карточки: зелёный кружочек означает ответ «Да», красный - «Нет».

Ребята, сейчас мы будем играть в игру «ДА - НЕТ». Я буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чём в них говорится, то поднимете зелёный кружочек, если вы не согласны - красный.

Учитель читает предложения:

  • - В прошлом вы были взрослыми? (нет)
  • - Настоящее - это то, что происходит сейчас? (да)
  • - Суббота придёт после пятницы? (да)
  • - Первый день недели это вторник? (нет)
  • - Между средой и пятницей - четверг? (да)
  • - Лето наступит после весны? (да)
  • - Декабрь, январь, февраль - это зимние месяцы? (да)
  • - Перед зимой идёт весна? (нет)
  • - Понедельник, вторник, среда - это месяцы? (нет)
  • - После осени наступает зима? (да)

Если было неправильное предложение, то дети исправляют его, например:

- В прошлом вы были взрослыми? (Нет, в прошлом мы были малышами.)

III. Работа над новой темой

  • - Дети, давайте посмотрим на доску и вспомним тему урока (Где живут белые медведи и пингвины?)
  • - А поможет нам узнать об этом Цветик - семицветик.
  • (На магнитной доске прикреплён цветок с лепестками)

Один ученик выходит к доске, отрывает лепесток, и все говорят:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Учитель продолжает:

  • - Вели оказаться там, где живут белые медведи!
  • (Дети закрывают глаза, учитель открывает одну половину доски, где вывешены картинки природы севера, животный мир)
  • - Где же мы? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. (На севере )
  • - Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Посмотрите задание 1 стр. 31 в Рабочей тетради и скажите, что нам понадобится? (Шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани)
  • - На Земле есть очень холодный район - это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом (Учитель показывает на глобусе и на карте Северный Ледовитый океан). В этом районе Земли расположен Северный полюс. (Показ на глобусе)
  • - Посмотрите стр. 72 учебника, кто нас встречает? (Ученики рассматривают рисунки и читают названия животных: морж, тюлень, треска, поморник, белый медведь)

Учитель рассказывает о белых медведях:

Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов - на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства «медвежьих». Он весит около 700кг, а длина его туловища достигает трёх метров.

Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растёт даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку им не страшны даже самые лютые морозы.

Белые медведи - отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. Медведи в самые лютые морозы купаются в ледяной воде. Они отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши.

Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.

Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1-2 месяца на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в тёплой берлоге до наступления весны. Детёныши белых медведей остаются с матерью ещё примерно два года после рождения. Всё это время она их кормит, заботится о них.

VI. Практическая работа

А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей.

Учитель демонстрирует образец аппликации, и определяется порядок работы:

  • 1. Обведи силуэт медведя по шаблону на картон голубого цвета.
  • 2. Возьми белые шерстяные нитки и обмотай ими пальцы левой руки (если ребёнок «левша», то он обматывает пальчики правой руки).
  • 3. Сними нитки с пальчиков и нарезай кусочками, длиной не более 1см.
  • 4. Намажь медведя клеем и наложи резаные нитки. Работай аккуратно.
  • 5. Густая шерсть готова, осталось сверху приклеить глаз и носик
  • - Как это сделать? (Вырезать из чёрной бумаги небольшие кружочки и приклеить)

Ученики, выполнившие аппликацию раньше других, начинают делать задание 2 в Рабочей тетради стр. 31. Они находят отличия на рисунках. Затем задание проверяется.

VII. Физ.минутка

1. Медвежата с мамой жили, 2. Я мороза не боюсь,

Головой своей крутили. С ним я крепко подружусь.

Вот так, вот так! (Движения) Подойдёт ко мне мороз,

Вперевалочку ходили, Тронет руку, тронет нос.

И из моря воду пили. (Показать руку, нос)

Вот так, вот так! (Движения) Значит, надо не зевать,

А потом они плясали, Прыгать, бегать и играть

Лапы дружно поднимали. (Движения)

Вот так, вот так! (Движения)

VIII. Работа по учебнику

Читающие учащиеся по цепочке вслух читают текст на стр. 72 учебника. медведь пингвин антарктида ледовитый

Учитель задаёт вопросы по содержанию прочитанного:

  • - Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида )
  • - Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (Льдом и снегом )
  • - Какой полюс расположен в этом холодном районе Земли? (Северный полюс )
  • - Итак, ребята, на каком же полюсе живут белые медведи? (На Северном )
  • - На Земле есть два полюса: Северный и Южный. (Учитель показывает на глобусе полюса) Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде? (Нет, потому что там тоже холодно )

А сейчас Цветик - семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде!

Снова читается хором стихотворение «Лети, лети лепесток…», ученик отрывает ещё один лепесток и учитель произносит желание:

Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!

Дети в это время закрывают глаза, а учитель закрывает одну и открывает вторую половину доски, где висят картины с изображением природы и животного мира Антарктиды.

  • - В каком районе Земли мы оказались? (В Антарктиде )
  • - Какие животные здесь обитают? Знакомы ли вам они? (Дети сразу узнают пингвинов )

На стр. 73 учебника дети читают текст, знакомятся с животным миром Антарктиды. Учитель подробно рассказывает о пингвинах:

Жмутся к берегу крутому холода.

Строит вьюга голубые города.

Ветер носится по снегу, словно пёс,

Потому что щиплет нос ему мороз.

Даже лёд к такой погоде не привык,

И трещит по швам ледовый материк.

А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:

Выбегают на прогулку без пальто.

Им морозы - разморозы нипочём:

Антарктида для пингвинов - тёплый дом.

В чёрных фраках, в белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ. (Г.Гоппе )

Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков.

Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.

Рост пингвинов около метра. Голова и спинка чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.

В Антарктиде всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.

В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.

Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.

  • - Как называется район Земли, где расположен Южный полюс? (Антарктида )
  • - Чем покрыта поверхность этого огромного участка суши? (Толстым слоем льда )
  • - Какие животные здесь обитают? (Пингвины )

IX. Итог урока

  • - Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос. Давайте прочитаем этот вопрос на стр.73 учебника:
  • - Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (Нет, потому что эти животные живут в разных районах Земли )
  • - О каких холодных районах Земли мы узнали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
  • - Какие полюса расположены в этих районах? (Северный полюс и Южный полюс ) Показать на глобусе.
  • - Где живут белые медведи? (На Северном полюсе )
  • - Где живут пингвины? (В Антарктиде )
  • - Сегодняшнее наше путешествие подошло к концу. Как же нам вернуться домой?

Ученик отрывает ещё один лепесток, а дети хором читают стихотворение «Лети, лети лепесток…», учитель произносит желание:

Вели, чтобы наш класс вернулся домой!

Дети закрывают глаза, а учитель тем временем прикрывает вторую половинку доски.

Вот мы и оказались дома в нашем классе. Волшебный цветок нам ещё пригодится. Он поможет узнать, где живут слоны. Но это будет уже следующее путешествие и на другом уроке «Окружающего мира».

Спасибо за работу на уроке!

Конспект

интегрированного урока

по окружающему миру

и трудовому обучению

по теме:

1 класс

Учитель начальных классов

Рядчина И. А.

МОУ СОШ № 8

Ст. Суворовская

Тема. «Где живут белые медведи?»

Цели. Формировать представление о холодных районах Земли (Северный Ледовитый океан, Антарктида), о разнообразии животного мира.

Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас» (авт. А.А. Плешаков); тетрадь; лист с тест - контролем; рисунки поверхности океана и суши, Муравьишки-Вопросика и Мудрой Черепахи, животных Арктики и Антарктики; трафареты белого медведя; тексты с описанием животных; звоночек; телевизор, аудио-и видеомагнитофоны, диск со слайд-шоу, кассета с записью песен для физкультминуток («Где-то на белом свете», «Пингвины», «Колыбельная Медведицы»); книжка с наклейками «Кто живет на полюсе»; глобус; клей; кусочки пряжи.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок-путешествие с определенным заданием. Мы будем учиться, путешествуя. Мудрая Черепаха приготовила нам загадки:

В черных фраках,

В белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ.

Дети. Пингвины.

У. Среди снегов и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет,

Густая белая шерсть его спасает,

От морозов согревает.

Д. Белый медведь.

У. Ребята, Муравьишка - Вопросик хочет знать, где живут эти животные. Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправимся в экспедицию. Во время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на «хитрый вопрос», подумаем и дадим советы людям.

Одна группа (дети первого ряда) отправится на Северный полюс,

а другая группа (дети второго ряда) - на Южный.

Будем исследовать эти территории (показ на глобусе).

Наше путешествие будет проходить под девизом:

«Наблюдай и восхищайся. Изучай и береги!»

Как вы думаете, ребята, какая погода будет на плюсах?

Д. На Северном полюсе холодно, а на Южном полюсе тепло.

У. Так ли это? На самом деле и там, и там - холодно. Откройте рабочие тетради на с. 30. Сейчас мы выполним задание 1:

Представь, что вы с ребятами отправились в путешествие к Северному или Южному полюсу. Обведи, синим карандашом то, что понадобится в путешествии.



III . Физкультминутка

Выполнение упражнений под музыку песни «Где-то на белом свете» («Песенка про медведей»).

IV . Актуализация опорных знаний

У. Мы взяли с собой теплые вещи, так как на полюсах будет холодно. А как на глобусе можно увидеть, что там холодно?

Выслушиваются ответы детей.

Откройте учебник на с. 72 и прочитайте текст.

Дети читают.

- Как называются холодные районы Земли?

Д. Северный Ледовитый океан и Антарктида.

На доску вывешиваются карточки с этими понятиями.

V . Работа в группах

У. Наша экспедиция продолжается. На какой вопрос мы должны ответить?

Д. «Где живут белые медведи»?

У. На этот вопрос вы попытаетесь ответить в группах.

Первая группа отправляется на Северный полюс (в Арктику) - читает текст на с. 72 учебника.

Вторая группа отправляется на Южный полюс (в Антарктиду) - читает текст на с. 73.

Вопросы для первой группы

1. Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?

Вопросы для второй группы

1. Как называется один из холодных районов Земли?

2. Какой полюс расположен в этом районе?

Дети читают текст и отвечают на вопросы на с. 72 и 73.

Внимательно рассмотрим рисунки. На них изображена жизнь на Северном и Южном полюсах. Расскажите о том, что увидели, по плану.

На доске:

ПЛАН:

Где вы побывали?

Что увидели вокруг?

Какие звери, птицы вам встретились?

Дети выполняют задание. Заранее подготовленные ученики делают короткие сообщения о - животных своей территории: первая группа - о поморнике, треске, о тюлене, морже и синем ките, вторая группа - о морском леопарде, ледяной рыбе, императорском пингвине, альбатросе.

- Чтобы вы представили размах крыльев альбатроса, я прошу трех из вас встать в шеренгу и вытянуть руки в стороны.

А теперь давайте посмотрим фрагмент из видеофильма «Гиганты Арктики» о белом медведе.

Дети смотрят фильм.

- Белые медведи обитают на Крайнем Севере, среди вечных снегов и льдов. Это самое могучее, сильное и хищное животное на Земле. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает 3 м. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Они отличные пловцы. Их излюбленная пища - тюлени, рыба, детеныши моржей. Медведь занесен в Красную книгу. На него и на моржей запрещена охота.

Учитель показывает Красную книгу.

-В каких районах вы побывали? Какие полюса здесь расположены? Чем они похожи? К какому выводу вы пришли? Давайте ответим Муравьишке - Вопросику, где живут белые медведи.

Дети отвечают.

VI . Физкультминутка

Упражнения выполняются под музыку «Пингвины».

VII . Самостоятельная работа

Учитель раздает детям листочки с тест - контролем. Дети выполняют задания.



VIII . Практическая работа

У. Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для вас вопрос. Прочитайте его.

Д. «Охотятся ли белые медведи на пингвинов»?

У. Как вы думаете?

Д. Не охотятся, так как эти животные обитают на разных полюсах.

У. Вы все хорошо работали и пришли к единому выводу, хотя работали в разных группах. Ведь это очень важно для нашей экспедиции.

На столе у вас лежат карты животного мира обоих полюсов и паззлы -наклейки с изображениями животных. Надо по очереди наклеивать части животных:

группа 1 - животных Арктики,

группа 2 - животных Антарктиды.

Работа выполняется в группах.

- Молодцы! Какие красивые карты! Никто из вас не ошибся. Значит, вы хорошо усвоили, где живет белый медведь, а где пингвин, и наша экспедиция не была напрасной. Какой совет мы можем дать людям, чтобы многие поколения видели этих животных не только на картинках?

Д. Беречь природу, не уничтожать животных.

IX . Творческая работа

У. А теперь вы будете работать в парах. Предлагаю вам смастерить белых медведей. У вас на столах лежат трафареты мишек. На них надо наклеить кусочки белой пряжи - это будет шерсть, которой покрыто тело медведя.

Работа выполняется под музыку песни «Колыбельная Медведицы».

X . Итог урока

У. Поднимите свои работы. Какие красивые белые медведи у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей. Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Урок окончен!