Байкеры ночные волки хирург биография. Косметичка, «укропы-геи» и польские русофобы: чем знаменит байкер Хирург и «Ночные волки. Прозвище полностью оправдано
Роль Карамзина в истории
Ю. М. Лотман |
Николай Михайлович Карамзин, историк, писатель, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, один из основоположников русского консерватизма, журналист, поэт, реформатор русского языка, выдающийся русский мыслитель, создавший цельную, оригинальную и весьма сложную по своему теоретическому содержанию концепцию Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанного с Православной Церковью.
Родился 12 декабря 1766 года в селе Михайловка (Знаменское) Бузулукского уезда Симбирской губернии, Российской империи.
Происходил из крымско-татарского рода Кара-мурзы (известного с XVI в.). Детство провел в имении отца – Михаила Егоровича, помещика средней руки – селе Знаменское, затем воспитывался в частном пансионе Фовеля в Симбирске, где учили на французском языке, потом – в московском пансионе проф. И. М. Шадена. В пансионе Карамзин выучил французский и немецкий языки, учил английский, латынь и греческий. Кроме того, он посещал лекции в Московском университете. С 1782 года Карамзин служил в Преображенском полку. В это же время начинается его литературная деятельность. Первое печатное произведение Карамзина – перевод с немецкого С. Гесснера «
Деревянная нога».
По смерти отца Карамзин в 1784 году вышел в отставку и уехал в Симбирск, где вступил в масонскую ложу «
Золотого венца». Спустя год Карамзин переехал в Москву, где сблизился с московскими масонами из окружения Н. И. Новикова, под влиянием которых формируются его взгляды и литературные вкусы, в частности, интерес к литературе французского Просвещения, «
энциклопедистам» – Монтескье, Вольтеру и пр. Масонство привлекало Карамзина своей просветительской и благотворительной деятельностью, но отталкивало своей мистической стороной и обрядами. В конце 1780-х годов будущий писатель участвует в различных периодических изданиях: «
Размышления о делах Божиих…», «
Детское чтение для сердца и разума», в которых публикует собственные сочинения и переводы. К 1788 году Карамзин охладевает к масонству.
В 1789-1790 годах совершает 18-месячное заграничное путешествие по странам Западной Европы, одним из побудительных мотивов которого был разрыв Карамзина с масонами. Он побывал в Германии, Швейцарии, охваченной революцией Франции и Англии.
В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были «
Письма русского путешественника» молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.
Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами. Оба стремились свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь. Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно и все их творчество.
Поездка и послужила ему материалом. В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства. Будучи свидетелем событий во Франции, неоднократно посещал Национальное собрание, слушал речи Робеспьера, завел знакомства с многими политическими знаменитостями. Этот опыт оказал на дальнейшую эволюцию его мировоззрения огромное воздействие, положив начало критическому отношению к «
передовым» идеям. Так, в «
Мелодоре и Филалете» (1795
) Карамзин ярко выразил неприятие и шок, вызванный реализацией идей Просвещения на практике, в ходе Великой Французской революции: «
Век просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя – среди убийств и разрушения не узнаю тебя!».
Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в «
Письмах…» настроения «
чувствительного путешественника». Особую чуткость сердца, «
чувствительность» (сентиментальность) Карамзин считал основным качеством, необходимым для писателя. В заключительных словах «
Письмах…» он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.
Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие «
всемирного мятежа», в конечном счете, уводила его от русской действительности в мир воображения.
Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем «
Типографической компании» Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого в нашей стране детского журнала «
Детское чтение для сердца и разума».
По возвращении из-за границы издает «
Московский журнал» (1791
-1792), альбом «
Аглая» (1794
-1795), альманах «
Аониды» (1796
-1799), «
Пантеон иностранной словесности» (1798
), журнал «
Детское чтение для сердца и разума» (1799
), публикует «
Письма…» (1791
-1792), принесшие ему всероссийскую известность, сближается с консервативно настроенным Г. Р. Державиным и окончательно порывает с масонством. В этот период Карамзин испытывает все нарастающий скепсис по отношению к идеалам Просвещения, однако в целом остается на западнических, космополитических позициях, будучи уверенным в том, что путь цивилизации един для всего человечества и что России должна идти по этому пути, и пишет об этом «
Письма русского путешественника»: «
Все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами». Как литератор, он создает новое направление, так называемый сентиментализм, осуществляет масштабную реформу русского языка, с одной стороны, ориентируя его на французские литературные модели, с другой, приближая его к разговорному, полагая при этом, что русский бытовой язык еще предстоит создать. В наибольшей степени сентиментализм получил отражение в повести из русской жизни «
Бедная Лиза» (1792
), очерке «
Флор Силин».
Стремление Карамзина «
офранцузить» русский язык не следует преувеличивать. Еще в 1791 году он утверждал: «
в нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?». Кроме того, тогдашний космополитизм Карамзина сочетался со своеобразной литературной борьбой за возвращение к русским истокам. К примеру, его повесть «
Наталья, боярская дочь» (1792
) начиналась словами: «
Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу?».
Особенно важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как «
будущность», «
промышленность», «
общественность», «
влюбленность».
В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная молодежь – Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от художественной литературы.
В апреле 1801 года Николай Михайлович женился на Елизавете Ивановне Протасовой, которая через год скончалась, оставив дочь Софью.
Восшествие на престол Александра I положило начало новому периоду в идейной эволюции Карамзина. В 1802 году он выпустил в свет написанное в 1801 году «
Историческое похвальное слово Екатерине Второй», представлявшее собой наказ новому царю, где он формулирует монархическую программу и ясно высказывается в пользу самодержавия. Карамзин развернул активную издательскую деятельность: переиздал «
Московский журнал», предпринял издание «
Пантеона российских авторов, или собрание их портретов с замечаниями», выпустил первое свое собрание сочинений в 8 томах. Главным событием первых лет XIX века стало издание «
толстого» журнала «
Вестник Европы» (1802
-1803), выходившего два раза в месяц, где выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя. В нем он четко формулирует свою государственническую позицию (ранее для него государство было «
чудовищем»). Примечательно также, что в своих статьях Карамзин довольно резко выступает против подражательства всему иностранному, против воспитания русских детей за границей и т. д. Свою позицию он недвусмысленно выражает формулой: «
Народ унижается, когда для воспитания имеет нужду в чужом разуме». Более того, призывает прекратить безоглядное заимствование опыта Запада: «
Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках… Хорошо и должно учиться: но горе <…> народу, который будет всегдашним учеником». К. критически относится к либеральным начинаниям Александра I, формируя позицию, которую можно обозначить как прото-консервативную, поскольку сам Карамзин еще остается «
республиканцем в душе».
Еще в конце 90-х гг. XVIII в. обозначился интерес Карамзина к русской истории. Он создает несколько небольших исторических работ. 28 сентября 1803 года писатель обращается в Министерство народного просвещения к попечителю Московского учебного округа М. Н. Муравьеву с просьбой об официальном назначении его историографом, которая вскоре была удовлетворена особым указом от 31 октября.
Не оставляет он и литературу – в 1803 году публикует «
Марфу Посадницу» и ряд других произведений. Особенно стоит выделить «
Мою исповедь» (1802
), где он резко полемизирует со всей просветительской традицией – от «
энциклопедистов» до Ж. Ж. Руссо. Его консервативно-монархические взгляды становится всё более чёткими.
В 1804 году Карамзин женился во второй раз – на Екатерине Андреевне Колывановой. Его жизнь была наполнена напряженным трудом, зимой он проживал в Москве, летом – в Остафьево.
С 1803 по 1811 года Карамзин создает пять томов «
Истории государства российского», попутно открыв и впервые использовав ценнейшие исторические источники.
В конце 1809 года Карамзин впервые был представлен Александру I. К 1810 году ученый под влиянием занятий русской историей становится последовательным консерватором-патриотом. В начале этого года он, через своего родственника Ф. В. Ростопчина, знакомится в Москве с лидером тогдашней «
консервативной партии» при дворе – великой княгиней Екатериной Павловной и начинает постоянно посещать ее резиденцию в Твери, где ее супруг, принц Ольденбургский, был генерал-губернатором. Салон великой княгини представлял тогда центр консервативной оппозиции либерально-западническому курсу, олицетворяемому фигурой М. М. Сперанского. В этом салоне он читал отрывки из «
Истории…» в присутствии великого князя Константина Павловича, тогда же происходит его знакомство с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, которая с тех пор становится одной из его покровительниц.
В 1810 году Александр I пожаловал Карамзину орден Св. Владимира 3 степени. По инициативе Екатерины Павловны Карамзин написал и подал в марте 1811 года Александру I, во время чтений в Твери очередного фрагмента из своей «
Истории…», трактат «
О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» – наиболее глубокий и содержательный документ зародившейся русской консервативной мысли. Наряду с обзором русской истории и критикой государственной политики Александра I в «
Записке» содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию, концепция Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью.
Памятник Н. М. Карамзину (Ульяновск)
Карамзин одним из первых в русской мысли поставил вопрос о негативных последствиях правления Петра I, поскольку стремление этого императора преобразовать Россию в подобие Европы подрывали «
дух народный», то есть самые основы самодержавия, «
нравственное могущество государства». Стремление Петра I «
к новым для нас обычаям переступила в нем границы благоразумия». Карамзин фактически обвинил Петра в насильственном искоренении древних обычаев, роковом социокультурном расколе народа на высший, «
онемеченный», слой и низший, «
простонародье», в уничтожении Патриаршества, что привело к ослаблению веры, переносе столицы на окраину государства, ценой огромных усилий и жертв. В итоге, утверждал мыслитель, русские «
стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».
Основные элементы концепции самодержавия Карамзина в той или иной форме были разработаны последующими поколениями русских консерваторов: С. С. Уваровым, Л. А.Тихомировым, И. А. Ильиным, И. А. Солоневичем и другими.
В «
Записке» Карамзин сформулировал до сих пор не реализованную на практике идею «
русского права»: «
законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств». «
Русское право также имеет свои начала, как и Римское; определите их и вы дадите нам систему законов». Как ни парадоксально, в какой-то мере (но далеко не полной) рекомендациями Карамзина воспользовался уже в царствование Николая I его идейный противник М. М. Сперанский в процессе кодификации русского законодательства.
Кроме всего прочего, в «
Записке» содержались классические принципы русского консерватизма: «
требуем более мудрости хранительной, нежели творческой <…> всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости <…> для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу».
«
Записка» была холодно воспринята императором, однако впоследствии он явно учел её основные положения. После падения Сперанского, кандидатура Карамзина на пост статс-секретаря Государственного Совета рассматривалась наряду с А. С. Шишковым. Предпочтение было отдано последнему как человеку военному, что было немаловажно в условиях надвигавшейся войны с Наполеоном.
Работа Карамзина над «
Историей государства российского» была временно прервана Отечественной войной 1812 года. Сам писатель готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу покинул город. 1813 год он провел в эвакуации сначала в Ярославле, а затем в – Нижнем Новгороде. В Москву Карамзин возвратился в июне 1813 года и продолжил работу над «
Историей…», невзирая на то, что в московском пожаре 1812 года сгорела его библиотека.
В начале 1816 года он приехал в Петербург просить средств на издание первых восьми томов «
Истории…». При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, после приема у А. А. Аракчеева, Александр I удостоил Карамзина высочайшей аудиенции, в результате которой были выделены необходимые средства, и написанные тома без цензуры, вышли в 1818 году (9
-й том вышел в 1821, в 1824 – 10-й и 11-й, последний, 12-й том вышел посмертно). «
История государства Российского» пользовалась огромным успехом.
С 1816 года и до момента своей смерти Карамзин жил в Петербурге, общаясь с В. А. Жуковским, С. С. Уваровым, А. С. Пушкиным, Д. Н. Блудовым, П. А. Вяземским и др. По предложению Александра I, Карамзин стал проводить каждое лето в Царском Селе, что всё более и более усиливало его близость к царскому семейству. Государь неоднократно беседовал с Карамзиным во время прогулок по Царскосельскому парку, постоянно читал в рукописи «
Историю…», выслушивал мнения Карамзина на текущие политические события. Толгда же Карамзину был пожалован титулом статского советника, награжден орденом Св. Анны 1-го класса, в 1824 году он стал действительным статским советником. В 1818 году Карамзин был принят членом Императорской Российской Академии. Тогда же вышли восемь томов «
Истории…» тиражом в три тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись в 25 дней. Значение этого грандиозного труда точно выразил П. А. Вяземский: «
Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».
Смерть Александра I потрясла Карамзина, а мятеж 14 декабря окончательно надломил его физические силы (в этот день он простудился на Сенатской площади, болезнь перешла в чахотку и 22 мая 1826 года в Санкт-Петербурге умер.
Роль Карамзина как деятеля культуры и русской историографии в целом осознана в русской мысли. Однако значение Карамзина как консервативного мыслителя, оказавшего определяющее влияние на русскую консервативно-патриотическую мысль, историкам и философам еще предстоит раскрыть.
25.08.2016 2016 год – год 250-летия со дня рождения историка, писателя, журналиста, историографа государства Российского Николая Михайловича Карамзина,одного из самых известных уроженцев Симбирского края.
2016 год – год 250-летия со дня рождения историка, писателя, журналиста, историографа государства Российского Николая Михайловича Карамзина,одного из самых известных уроженцев Симбирского края.
В рамках Регионального межведомственного творческого проекта «Николай Михайлович Карамзин: история продолжается» библиотеки МКУК «МБ им. К.Г.Паустовского» разработали план мероприятий празднования юбилея писателя-земляка, который включает в себя проведения выставок, презентаций, литературных праздников, бесед, конкурсов, викторин и т.д.
Информация о проведенных мероприятиях
МКУК «МБ им. К.Г.Паустовского»
МО «Базарносызганский район»
в рамках Года Н.М.Карамзиназа 8 месяцев 2016 года.
ЯНВАРЬ
Прошла встреча в литературной гостиной «Карамзин – наш современник» с учащимися 10 класса СОШ №1. Заведующая отделом обслуживания Мусоркина С.В. вместе с ребятами раскрыли духовный мир и многогранную творческую индивидуальность нашего земляка.
ФЕВРАЛЬ
«Читаем сказки Н.М. Карамзина вместе…» под таким названием были проведены громкие чтения сказок Н.М. Карамзина в СОШ №2. Участие принимали ученики 4 класса.В ходе мероприятия дети познакомились с жизнью и творчеством Н.М. Карамзина, узнали какие произведения вышли из-под пера писателя. С интересом узнали, что Карамзин написал такие сказки, как: «Дремучий лес», « Илья Муромец», « Прекрасная царевна и счастливый карла». Для знакомства с творчеством Н.М. Карамзина была организована мини - выставка «Н.М. Карамзин и его время…». В громком чтении с заведующей Детским отделом Власовой Е.Н. непосредственное участие приняли сами дети, читали сказку «Дремучий лес».
В Сосновоборской сельской библиотеке.
«Карамзин-путешественник» обзор одной книги с презентацией провела библиотекарь Мельникова Г.В. с учащимися 10 класса в Сосновоборской общеобразовательной школе.«Письма русского путешественника» - одно из крупнейших и популярнейших произведений русской литературы конца восемнадцатого века. 17 мая 1789 года Карамзин отправился в большое путешествие по Европе и вернулся в Россию только в сентябре 1790 года. Свои впечатления от поездки он описал в «Письмах русского путешественника». Карамзин подробно описывает европейские столицы - Берлин, Париж и Лондон, а также многие другие города, горные деревеньки, придорожные трактиры, в которых ему довелось побывать во время путешествия. «Письма…» написаны необычайно ярко, живо, эмоционально. Обзор прошёл интересно и увлекательно.
«Карамзин - путешественник» электронная презентация, обзор по выставке «Н.М. Карамзин - писатель и историк». Целью мероприятия было познакомить учащихся 8-9 классов Папузинской основной школы с понятиями литература путешествий и путешественник. Н.М.Карамзин создал свой собственный художественный образ и провел своего героя по собственному европейскому маршруту.
С помощью презентации библиотекарь Гришанова М.Н. рассказала о путешествии Н.М Карамзина в Европу, о цели его поездки, откуда началось путешествие, какие страны посетил писатель, что видел, с кем встречался.
Цитата мероприятия: «Давно называют свет бурным океаном, но счастлив, тот, кто плывет с компасом».
МАРТ
В Центральной библиотеке им К.Г.Паустовского.
Ведущие литературной гостиной «Наш первый источник и последний летописец» зам. директора по библиотечной работе Игнатова О.В., зав. отделом обслуживания Мусоркина С.В., библиотекарь Смолкина А.А.познакомили учащихся 10 класса СОШ №1 с жизнью и творчеством Н.М. Карамзина, были зачитаны высказывания знаменитых современников писателя, вниманию учащихся были представлены произведения, печатавшиеся в «Московском журнале», которые вышли отдельной книгой «Мои безделки». Учащиеся с большим интересом узнали о путешествиях Карамзина по Европе и результатом путешествия стали «Письма русского путешественника». Несомненно, самым главным трудом в жизни Карамзина остаётся «История государства Российского». Учащиеся познакомились с этим произведением, в котором Карамзин стремился раскрыть величие русской истории, её яркую выразительность и самобытность.
Цитата мероприятия: «Я не верю той любви к Отечеству, которая презирает его летописи или не занимается ими; надобно знать, что любишь; а чтоб знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем».
В Должниковской сельской библиотеке.
Тематический вечер «Свети в наш сумрак роковой» провела для участников клуба «Свеча» библиотекарь Жегалова Н.А. С интересом познакомились с биографией и творчеством Н.М. Карамзина. Величайшим созданием Карамзина был он сам, его жизнь, его одухотворённая личность.
Цитата мероприятия: «Талант великих душ есть узнавать великое в других людях».
АПРЕЛЬ
В Годяйкинской сельской библиотеке.
Исторический час «Путешествие с Карамзиным» провела библиотекарь Веткасова Л.А. Ребята познакомились с биографией и творчеством Н.М. Карамзина. Также они вкратце познакомились с одним из крупнейших произведений русской литературы: «Письма русского путешественника».
В Папузинской модельной библиотеке.
Исторический час « Карамзин – издатель, переводчик, журналист». Интересные факты о жизни и творчестве известного земляка рассказала библиотекарь Гришанова М.Н. учащимся 7 класса Папузинской основной школы на мероприятии.
Цитата мероприятия: « Талант великих душ есть узнавать великое в других людях».
МАЙ
В Детском Отделе Центральной библиотеки им К.Г. Паустовского.
Литературный час « Карамзин детям» провела библиотекарь Старостина Е.Н для учащихся 4 класса СОШ №1. Об огромном вкладе Н.М.Карамзина в детскую литературу дети узнали на мероприятии. Читали сказки писателя.
Цитата мероприятия: «Самая неразрывная дружба есть та, которая начинается в юности – неразрывная и приятнейшая».
Литературный час «Карамзин - детям» подготовила и провела библиотекарь Пирогова Ю.Н. учащимся 3 класса Юрловской основной школы. Дети познакомились с богатым литературным наследием – сказками писателя. Узнали интересные факты из жизни Карамзина Н.М.
ИЮНЬ
В Папузинской модельной библиотеке.
Библиотекарь Гришанова М.Н. провела игру - кроссворд под названием "Рыцарь нашего времени", которая увлекла ребят и познакомила с основными вехами жизни и творчества Н.М. Карамзина. Вопросы зачитывались, и ребята с оживлением и интересом отвечали.
ИЮЛЬ
В Центральной библиотеке им К.Г.Паустовского.
На полюбившийся россиянами праздник «День семьи,любви и верности», который отмечается 8 июля, наши земляки собрались в сквере Победителей. В начале торжества вспомнили об истории праздника, о святых Петре и Февронии, с чьими именами оно связано. 2016 год – год Н.М.Карамзина. О том, как жила семья нашего земляка, как строились отношения между супругами, как воспитывались дети в семье Карамзиных, в семье было 10 детей, присутствующим рассказали сотрудники Центральной библиотеки им. К.Г.Паустовского Игнатова О.В., Мусоркина С.В.
АВГУСТ
В Юрловской сельской библиотеке.
Выставка – обзор«Путешествие по творчеству Н.М.Карамзина» увлекла ребят и познакомила с основными вехами жизни и творчеством Н.М. Карамзина.Библиотекарь Рудакова И.Г. поближе познакомила детей с богатым литературным наследием писателя – его стихотворения, сказки, повести.
Сегодня Карамзин так же интересен нам, как и его современникам. Изучение и популяризация жизни и творчества Н.М.Карамзина будет продолжена и дальше.