Бессознательное термин. Понятие бессознательное. Индивидуальное и коллективное бессознательное

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных представлений, которые возвышаются подобно островкам над океаном темных восприятий. Однако в истории философии можно указать на многих философов, которые высказывали догадки о Б. У Сократа и Платона это учение об амнезисе - знании как припоминании. Б. Спиноза говорил о неосознаваемых причинах, которые определяют . И. Кант связывал Б. с проблемой интуиции, т.е. с непосредственным получением знания в форме догадки без доказательств и логики.
Немалый вклад в разработку понятия Б. внесли романтики. Они стремились обнажить темную сторону души, описать интуитивные творческие силы, на которые опирается . Едва оказывается бесконтрольным, он устремляется к жизни с намерением овладеть ею и подчинить ее себе. Рассудок и рациональная лишают жизнь ее корней и питательной почвы. А. Шопенгауэр рассматривал Б. как стихийное жизненное начало, многоликое воли в мире. Мировая воля у него - это бессознательное начало. Феномен Б. в человеческой душе описан, по сути дела, и Ф. Ницше в его рассуждениях о двух мощных первоначалах антич. культуры - аполлоническом и дионисийском. Последнее и есть Б. Экстаз Диониса - это полное в поток мировой жизни. Человек стремится слиться со вселенским трепетом бытия.
В 1869 Э. фон Гартман опубликовал книгу «Философия бессознательного». Автор, ссылаясь на Ф.В.Й. Шеллинга и Шопенгауэра, рассматривал Б. как начало жизни во всех ее обнаружениях. Т.о., открытие Б. подготовлено длительным развитием философии. Заслуга же австр. психолога и философа 3. Фрейда состоит в том, что ему удалось дать развернутую картину этого феномена, раскрыть и конфликт Б. с волей человека и с окружающей его реальностью.
До Фрейда исследователи полагали, что неосознанное человеческой психики кристаллизуется в сознании, а затем вытесняется из него. Фрейду принадлежит приоритет в открытии Б. как автономного, не зависящего от сознания безличного начала человеческой души: «Все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное».
Б. интенсивно вмешивается в человеческую жизнь. По мнению Фрейда, о том, что нашими поступками руководит Я, не более чем . На самом деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души, т.е. психики. Разделение психики на сознательное и Б. является основной предпосылкой психоанализа. Благодаря этому определению появляется понять частые и важные патологические процессы психической жизни.
Психоанализ не считает сознательное сутью психики. Он рассматривает как качество психики, которое может присоединяться к др. качествам или отсутствовать вовсе. Б. начало Фрейд называл Оно и подчеркивал, что наше Я есть лишь игрушка в руках этой древней и темной силы. Оно, в понимании Фрейда, имеет чисто природное происхождение. В нем сконцентрированы все первичные влечения человека: во-первых, сексуальные желания, а во-вторых, влечение к смерти , которое, будучи обращено вовне, оказывается устремлением к разрушению. Темная бурлящая бездна Оно скрывается под тонкой пленкой сознания. Приглаженные образы сознания, рафинированная скрывают клокочущий .
Человеческое Я, по Фрейда, изо всех сил пытается выжить в мире природы и общества. Однако побуждения индивида наталкиваются на безрассудную силу Оно. Если Я соотносится спринципом реальности, иначе говоря, пытается приспособиться к объективным, действительным условиям жизни, то Оно руководствуется принципом удовольствия. Так рождается непримиримая между Я и Оно: «По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади».
Если Гегель обратил на «хитрость разума», то Фрейд - «на хитрость бессознательного», т.е. на глубин психики реализовать собственные влечения, придавая им сознательного выбора. Восприятие для Я играет ту же роль, какую в Оно занимает . Я представляет то, что можно назвать рассудком и осмотрительностью.
Понятие Б. родилось в результате обработки опыта, в котором особую роль играет психическая . Многие сильные психические процессы не осознаются. Представления не могут быть осознаны, когда этому противится Б. Между тем в психоаналитической технике нашлись средства, которыми можно прекратить сопротивляющейся силы и сделать бессознательные представления сознательными. Состояние, в котором они находились до их осознания, Фрейд называет «вытеснением». Сила же, которая привела к вытеснению и его поддерживала, ощущается во аналитической работы как сопротивление.
Во фрейдизме Б., ведущее борьбу с сознательным, рассматривается как основной регулятор, внутренняя пружина всей деятельности человека. Как Б. характеризуются непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматическое действие, патологические состояния и т.п.
Иную трактовку Б. дает К.Г. Юнг. Б. уже не рассматривается как чисто природный ; родилось у истоков человеческой истории в коллективном психическом опыте, так что можно говорить о культурном генезисе Б. Юнг определяет Б. как исключительно психологическое. Оно покрывает все те психические содержания или процессы, которые не осознаются, т.е. не отнесены воспринимаемым образом к нашему Я.
В современной глубинной психологии Б. не считается больше результатом вытесняющей деятельности сознания, как полагал Фрейд. Юнг представляет Б. как специфическое и творческое, как некую психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов и архетипов переживания, как источник творческой фантазии духа.
Б. представляет собой совершенно самостоятельную, независимую сферу человеческой психики, хотя и непрерывно взаимодействующую с сознанием. При этом индивидуальное сознание человека не имеет в своем распоряжении никаких средств, с помощью которых оно могло бы постичь Б. Оно способно ассимилироваться сознанием лишь в символических формах, т.е. в том виде, в каком оно предстает в сновидениях, фантазиях, творчестве и традиционных мифологических образах.
Феномен Б. изучается также трансперсональной психологией. Оно рассматривается как необъятный материк и неисчерпаемое психологическое . В нем можно обнаружить некие стойкие стандарты, те потоки видений, которые вызывает пациент в своей психике во время экспериментов.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

в широком смысле - совокупность психич. процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде пси-хологич. теорий Б.- особая психического или процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действит. цели и последствия которого не осознаются.


БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще - врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты).

В.И. Овчаренко

Бессознательное (Шапарь)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - 1) Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. 2) Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.

Бессознательное (Грицанов)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

Для современного человека понятия «сознание» и «бессознательное» стали привычными, общепризнанными, не вызывающими вопросов. Однако так было далеко не всегда.

Изначально в бессознательное верить отказывались, считая все его проявления в деятельности человека действием физиологических процессов. Несколько позже человечество признало: сознание и бессознательное существуют параллельно, и далеко не все процессы и поступки зависят от физиологии или сознания.

Сегодня ученые придерживаются мнения, что бессознательное - это огромный мир, реальный, как обычное сознание. Бессознательное, несмотря на то, что неподвластно человеку, значительно шире и насыщеннее сознания.

Существуют бессознательные ощущения, например, равновесие, зрительные, слуховые, обонятельные чувства, вызывающие определенные реакции в нервной системе.

Первым начал изучать сознание и бессознательное Платон, потом был Фрейд, Юнг, другие исследователи. И они, и современные ученые, работающие в этой области, уверены: бессознательное посылает нам сигналы, которые мы часто не умеем или не хотим слышать. Если прислушиваться к ним, можно обогатить свою жизнь новым, лучшим содержанием.

Бессознательное - это способ отражения действительности, в котором и она, и субъективное отношение человека выступает как монолитное целое. Бессознательное - это процессы, происходящие в психике, но неосознанные человеком, не столь зависящие от его воли.

Сознание же - это сгенерированная в ходе общественной жизни наивысшая форма психического отражения мира, представляющая собой обобщенный субъективный шаблон окружающей действительности в форме понятий, слов, образов. Другими словами, сознание - совокупность образов.

Вполне естественно, что сознание, как и любой процесс, обладает своими особенностями.

Основные характеристики сознания:

  • Познавательные процессы. К ним относятся процессы восприятия, воображения, памяти, мышления. Сюда включены ощущения.
  • Различение понятий «Я»-«не Я», субъекта и объекта. Эта характеристика присуща только человеку. Только мы, в отличие от остальных животных, способны направлять свою психическую деятельность на самопознание.
  • Целеполагание, которое обеспечивает разумность деятельности. Человеческое сознание выстраивает схему, учитывающую задачи деятельности, способы ее выполнения, полученные результаты.
  • Отношение к действительности: т.п.
  • Овладение речью. Это, пожалуй, важнейшая характеристика сознания, свойственная только человеку. Она определяет все остальные характеристики сознания. Только овладев речью, можно усвоить знания, формировать волю, ставить перед собой цели, достигать их, разделять объект и субъект. Философы, психологи едины во мнении: именно язык и есть сознание человека.

Кроме основных характеристик существуют компоненты сознания. Их немного:

  • отвечает за все, что связано с познанием. В его состав входят методы познания, установки, познавательные приемы и стратегии, результаты
  • Эмоциональный. Это аффективно-мотивационные составляющие психики: эмоции, отношения, самооценка и пр.
  • Поведенческо-деятельностный компонент, определяющий приемы, способы, механизмы, обеспечивающие функционирование человека в собственном психическом, межличностном, внешнем пространстве.

Связаны неразрывно. Именно сознание контролирует бессознательные порывы, помогает социализации, диктует человеку поведение, признанное в данном обществе.

Если влиять на бессознательное невозможно, то сознание успешно формируется. В детстве за этот процесс отвечают родители, воспитатели, учителя. В старшем возрасте человек сам влияет на формирование собственного сознания.

Бессознательное -

Бессознательное (по словарю) - совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом.

Традиционно понятие бессознательного связывают с психоаналитическим направлением. Но тем не менее, к бессознательному (т.е. протекающему вне сознания), можно отнести более широкий спектр явлений, чем его понимали Фрейд, Юнг. С точки зрения П.В. Симонова, все эти процессы правильно называть неосознаваемыми.

Сознание (со-знание) - знание, которое с помощью слов, математических символов, обобщающих образов художественных произведений может быть передано, может стать достоянием других членов общества. Неосознаваемое - все то, что не может быть сообщено другим (связывают с отсутствием возможности вербализации).

По П.В. Симонову неосознаваемое состоит из подсознание и сверхсознания.

По Ю.Б. Гиппенрейтер неосознаваемое состоит из:

Неосознаваемых механизмов сознательных действий

Неосознаваемых побудителей сознательных действий

- "надсознательных" процессов.

I. Подсознание - все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях.

По Гиппенрейтер:

1) Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

а) неосознаваемые автоматизмы:

Первичные - врожденные или очень рано сформированные процессы;

Вторичные - навыки. Гиппенрейтер рассматривает 3 сферы сознания: фокус, периферию и за границей - неосознаваемое: при формировании навыков процессы сначала помещаются в фокус, после чего смещаются на периферию и при окончательном заучивании выходят за границу сознания. Навыки могут быть не только в сфере моторной (пианино), но и в других: перцепция (восприятие знакомого иностранного языка), мышление (быстрое решение примеров по заученным формулам), сюда же можно отнести сверхсознание по З.Фрейду, то есть интериоризованные нормы общества и т.д.

Функции - освобождение сознания для другой работы.

б) неосознаваемые установки (связано с Д.Н. Узнадзе)

Установка - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия, или к реагированию в определенном направлении.

Опыт с шарами: 1 этап - испытуемому раз 15-18 дают в две руки 2 разных шара, 2 этап - дают одинаковые шары, испытуемый говорит, что они разные. Если 1 этап проходит под гипнозом, результат 2-го этапа тот же, значит установка, что шары все время разные, неосознаваема.

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий (мимика, имитация, физиологическое сопровождение эмоциональных реакций (основа детектора лжи).

г) субсенсорная - зона чувствительности организма, вызывающая непроизвольные реакции, но не отражаемая в сознании человека.

К свойствам этой группы неосознаваемых процессов можно отнести их большую устойчивость, консервативность, малую контролируемость (особенно в отношении физиологических сопровождений эмоционального реагирования и неосознаваемых установок).

Проявления - поведенческие компоненты, физиологические реакции.

2)Неосознаваемые побудители сознательных действий

Эта область наиболее тесно связана с теорией бессознательного З.Фрейда. Сознание - предсознание - бессознательное.

К предсознательным относятся скрытые, латентные знания, которые легко могут перейти в сознание, но в данный момент не актуализированы. Бессознательное - результат вытеснения, подавления, сопротивления; следствие действия социальных норм и запретов.

Свойства:

Большая энергетическая заряженность;

Трудность перехода в сознание;

Действенность (связано с первым).

Проявления: 3 основные формы:

Сновидения

Ошибочные действия (забывание, описки, оговорки)

Невротические симптомы (в своем роде сублимация).

Далеко не всегда в основе симптомов лежит подавленное сексуальное влечение. Это могут быть другие неприятные переживания, вытесненные субъектом (Фрейд не мог вспомнить ресторана, название которого совпадает с именем недруга).

Индивидуальное бессознательное по Юнгу - область, состоящая из психических элементов, ранее осознанных, но вытесненных и забытых, подавленных, а также из элементов, которые были настолько энергетически слабы, что не смогли проникнуть в сознание (например, субсенсорное восприятие). Проявление индивидуального бессознательного - через поведение - комплексы (комплекс матери, комплекс власти...)

II. Сверхсознание или надсознание

Психические процессы, порождающие новую, ранее не существовавшую информацию путем рекомбинации следов впечатлений, полученных извне.

Функция - защита от преждевременного вмешательства сознания.

Будучи вероятным по природе, сверхсознание тем не менее не случайный подбор комбинаций, оно обусловлено:

1) ранее накопленным опытом, включая опыт предшествующих поколений;

2) задачей или целью, которое перед сверхсознанием ставит сознание, натолкнувшееся на проблему;

3) доминирующей потребностью.

Свойства - качественная новизна информации, неизвестность момента завершения процесса и перехода в сознание.

Проявления:

1) Сверхсознание связывают с творческим процессом. В этом случае оно проявляется во внезапном (относительно внезапном - предварительно эта тема должна стать доминирующим на каком-то этапе) появлении гипотез, идей, решений... либо в художественных произведениях.

2) К надсознательным иногда относят процессы переживания больших жизненных событий, чувств; следствие работы сверхсознания - личностные кризисы.

3) Мифы, суеверия, верования - которые не являясь отражением действительности, тем не менее удовлетворяют потребность в упорядочивании представлений об окружающем мире. К надсознательным с этой точки зрения можно отнести коллективное бессознательное по Г.Юнгу (хотя с другой стороны можно его рассматривать и как бессознательные установки).

4. П.В. Симонов относит к проявлениям сверхсознания юмор как чувство превосходства нового над громоздкостью устаревших норм.

Самая глубокая и значительная область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком, с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления

Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире.

На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философия Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознательном.

Для Фрейда бессознательное - это, прежде всего, главным образом, нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы.

Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное -- это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же, как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии.

Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными.

В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный». Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.