Внеклассное мероприятие по окружающему миру с презентацией. Внеклассное мероприятие «Природа вокруг нас. Загадки о птицах

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I . Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ» .

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза ).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ели ).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь ).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива ).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен ).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (Липа ).
  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина ).

I I. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова «Осеннее задание» .

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь : Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи :

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка : Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?
  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).
  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).
  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).
  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).
  7. У кого на сучке кладовая? (У белки ).
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина ).
  9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока ).
  11. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (Бобры ).
  12. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка ).
  13. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза ).
  14. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (Черепаха ).
  15. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея ).
  16. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (Медуза ).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Машенька и три медведя.

II I. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы ).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз ).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные ).

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут... (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

3-й конкурс . «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко» ).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

  1. Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.
  2. Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.
  3. Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир
  4. Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.
  5. Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.
  6. А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.
  7. Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.
  8. Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV . Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков )

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют ).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин )

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд ).

Литература:

  1. Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн. : Красико-Принт, 1998.
  2. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.

План-конспект внеклассного мероприятия

по окружающему миру в в начальной школе, учителя начальных классов Соловьёвой Е.В. МОУ Никольская начальная общеобразовательная школа Лесной район, Тверская область.

Внеклассное мероприятие

«Природа вокруг нас»

Цели:

    Расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы.

    Развитие познавательной активности, любознательности, памяти.

    Воспитание бережного отношения к природе.

Ход занятия:

Оргмомент. Психологический настрой

Слово учителю: Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро пусть длится до вечера.

Вопрос к детям: Что испытали вы, слушая мои слова приветствия?

Вижу, у вас хорошее настроение. Скоро к нам придёт весна. Давайте сегодня пойдём в гости к природе.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое, солнце светит золотое

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,птицы. Звери и леса, гром, туманы и роса.

Человек и время года-это всё вокруг (Природа)

Учитель и дети делают вывод: Природа-это, всё то, что нас окружает и не сделано руками человека.

Вопрос к ученикам : как понимаете слова «Всё красивое в мире от природы, а доброе от человека?»

Ответы детей сводятся к тому, что люди должны заботиться о природе, животном, растительном мире, беречь её.

1 конкурс: ученики делятся на группы и каждая группа разрабатывает правила общения с природой.

Пример:

1.Не трогайте, не обижайте, не убивайте птиц, зверей, насекомых.

    Не ломайте ветки деревьев, кустарников, не рвите цветы.

    Не разоряйте грибницы, муравейники.

    Не оставляйте мусор в лесу.

    Не уносите из леса животных, зверёнышей и птенцов, они погибнут.

    Заботьтесь о животных зимой.

Учитель и ученики принимают общие правила общения с природой и делают вывод:

Любовь к природе, забота о ней делает человека добрее.

2 конкурс: Здесь поймёшь наверняка

И куда течёт река

Где живут какие звери

Открывай скорее двери!

на доске дано задание найти- «Третье лишнее», задание приготовлено для количества групп учащихся на занятии.(Пример)

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

медведь

заяц

лиса

волк

корова

бобр

синица

зяблик

орёл

муха

ворона

кукушка

воробей

синица

ворона

ласточка

дятел

пчела

муравей

комар

паук

оса

корова

свинья

лиса

овца

телёнок

3 конкурс: Загадки

На болоте, на лугу

витамин зарыт в снегу.

С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.

Кто не прядёт, не ткёт, людей одевает

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком

Голубой аэропланчик

сел на белый одуванчик… и т. п.

4 конкурс:Физкультминутка

Игра с мячом

Ученики встают в круг и передают мяч поочереди друг другу при этом называя среду обитания:

Воробей-воздух

щука-вода

слон-земля

белый медведь-снега, льды

крокодил- вода и суша

синица-воздух

заяц-земля

лягушка-вода, земля

дельфин- вода

и т. п.

5 конкурс: «Слова рассыпались.»

Задание направлено на развитие внимания и наблюдательности.

На доске приготовлено задание, где ученики должны расшифровать

названия животных

льдоша — лошадь

соль — лось

зока — коза

баобчак- бабочка

шаугкял — лягушка

вайруем — муравей

бакоса- собака

томегеб — бегемот

исал- лиса

6 конкурс: «Дополни предложение письменно.»

Ученикам даются карточки с предложениями, которые нужно дополнить и слова, которые нужно вставить(например).

Хищные, домашние, насекомые, млекопитающие, рыбы, травоядные.

1.Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются _____________

    Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве называются______________

    Животные, у которых шесть ног называются________________

    Среда обитания этих животных- водоёмы, их тело покрыто чешуёй__________

    Животные, которые выкармливают своих детёнышей молоком, называются_____________

    Животные, которые питаются растительной пищей, называются__________

    Явился в жёлтой шубке: прощайте, две скорлупки.

Ученики получают карточки с картинкой или названием животного, они должны изобразить животное и его голос,а другие узнать.

Кошка- мяу, собака-гав, петух-кука-реку, курица-ко-ко-ко, лягушка ква-ква, свинья-хрю,хрю, осёл-иа, иа.

Подведение итогов:

Звучит музыка, учитель хвалит детей за проделанную работу.

Ученики делятся впечатлениями.

Можно закончить конкурсом и выставкой рисунков по теме «Природа-вокруг нас!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23»

г. Новороссийска

Краснодарского края.

Конспект внеклассного мероприятия

по окружающему миру

для 3-4 классов.

«Пернатые друзья.

Экологическая игра»

Подготовила

учитель начальных классов

Колина Инна Валерьевна

г. Новороссийск

Пернатые друзья.

Экологическая игра.

Цели: развивать интерес к миру природы; воспитывать экологическую и эстетическую культуру.

Вступительная беседа.

В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в степи и на полях, в садах и парках больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышны звонкие трели, посвистывание, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

И они отплатят доброй песней,

Ну а с песней жить-то интересней,

Загадки о птицах.

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей)

Стрекотунья, белобока,

Наша сплетница…(Сорока)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её… (Ворона)

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной,

Грудка ярче, чем заря,

У красавца…(Снегиря)

Маленький певец лесной,

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

На груди белое полотенце. (Ласточка)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый…(Скворец)

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огороду, полю – врач,

Глянцевитый чёрный…(Грач)

Викторина «Знатоки птиц»

    Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи)

    Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

    Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики)

    Какая птица самая маленькая в наших лесах? (Королёк)

    Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

    Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? (Береговые ласточки)

    Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

    Какая птица самая большая в мире? (Страус)

    Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

    Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)

Игра «Птичьи разговоры»

Соедини слова.

Ласточки

Игра «Птичьи профессии»

Сможете ли узнать птиц по их характерному признаку, по их делам

Птица-рыболов Соловей

Птица-плотник Ласточка

Лесная кошка Поползень

Птица-строитель Баклан

Птица-акробат Иволга

Пернатый солист Кукушка

Ночной хищник Дятел

Легкомысленная мамаша Сова

Пернатый солист (соловей).

Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая.»

Птица-рыболов (баклан).

Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5м. и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день около 700-800г. рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов в море.

Птица-плотник (дятел).

Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга).

Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель (ласточка).

Самым искусным строителем считают ласточку. Гнёзда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны, из этих гнёзд варят суп.

Птица-акробат (поползень).

Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Ночной хищник (сова).

Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяйки гнёздышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствии своих приёмных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестрёнок, и тогда пиццам ничего не остается, как выкармливать его одного. Но кукушки приносят и большую пользу: за день одна птица съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука.

Заключительная часть.

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда.

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поёт весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!


Список использованной литературы

    Ёлкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

    Попова Г. П. Классные часы 3 класс. – Волгоград: «Учитель», 2007.

Цели урока: Развитие экологической культуры детей; создание условий, побуждающих детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.

Оборудование: плакаты, рисунки, фонограмма музыки, презентация (приложение 1 ), сказка “Про Балду и окружающую среду” (приложение 2 ).

Ход мероприятия

Звучит музыка “Как прекрасен этот мир”:
<Слайд 1,2>

Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.

Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую –
Нас много, а она о

Она – твой давний добрый лекарь.
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.

<Слайд 3>

– Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского К.Г. есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”.

Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!

22 апреля – Международный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

– Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, уменьшение озонового слоя земли, загрязнение воды, воздуха, почвы).

– Именно в “День Земли” принято всеми силами бороться с подобными проблемами.

– История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которой одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.

В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.

<Слайд 4>

– Россия – страна лесов, полей и рек. Поэтому важно не оставлять без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

<Слайд 5,6>

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!

Песня “Не дразните собак”

<Слайд 7>

Ведущий: Мы живём на Земле. Это наш дом. Кроме нас и наших близких, на ней живёт ещё множество людей. А кто ещё живёт рядом с нами? Прекрасные бабочки и жабы, которые мало кому нравятся, нежные цветы и могучие деревья, диковинные рыбы и причудливые птицы, ловкие звери и противные насекомые, и даже зловредные микробы и плесень. Ни мы, ни они не выбирали место, где появиться. Земля – это наш общий дом. Поэтому мы – все жители Земли – очень зависим друг от друга. Земля – наш дом. Нам его и беречь. Но бережёт ли человек свою планету?

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Похожей нет.
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?

Ведущий. Наверное, большинство из нас стараются сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи, земные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: “Добрый день!” Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт, ко всем природным богатствам. А что же мы относим к нашим природным богатствам? Отгадайте загадки. <Слайд 8-15>

1. По тропинкам я бегу, силу мощную несу
И машинам, и станкам, свет в домах включаю вам. (Энергия)

2. Над цветочками летаем, по листочкам ползаем.
Но детишки забывают, что приносим пользу мы. (Насекомые)

3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – не землю падает опять. (Вода)

4. Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом – чудеса увидишь в нем. (Лес)

5. Я прозрачный, очень легкий, невидимка я вокруг.
Если чист и свеж я – я ваш верный друг. (Воздух)

6. Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг,
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит )

7. Клюв и хвостик, два крыла,
Нас боится мошкара (Птицы)

8. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.
Знают все и ста, и мал, что она – большущий шар. (Земля)

<Слайд 16>

Ведущий. Сегодня мы говорим о нашей планете Земля.

(Выходят 5 учащихся рассказывают об истории планеты в числах)

Ученик. Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг него со средней скоростью 107200 км / ч за период, равный трёмстам шестидесяти пяти суткам.

Ученик. Земля имеет один спутник – Луну. Вращение Земли вокруг своей оси вызывает смену дня и ночи. Обращение вокруг Солнца – смену времён года.

Ученик. Родилась Земля в Космосе около пяти миллиардов лет назад.

Ученик. Человек появился на Земле сравнительно недавно. Всего лишь около трёх миллионов лет назад.

Ученик. В настоящее время на Земле проживает около шести миллиардов человек. Ни один человек не сможет прожить без наших природных богатств.

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
Слушание “ журчание ручейка”

Ведущий.. Поговорим о воде. Для чего нужна вода? А много ли воды на планете? Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но вода в океанах и морях солёная, а человеку, животным, растениям нужна пресная вода. А пресной воды пригодной для питья на Земле мало, её становится всё меньше. И виноваты в этом – люди, мы с вами.

<Слайд 17>

Ученик: На поверхность Мирового океана ежегодно выпадает 200 тысяч тонн свинца, около 7 тысяч тонн ртути, кадмия, мышьяка и других тяжёлых металлов. Вредные вещества, поступающие в воду, могут попадать и в организм человека, и животных.Загрязняют Мировой океан люди. С кораблей сбрасывают в воду огромное количество мусора.Консервы, банки, бутылки, полиэтиленовые пакеты. Это приводит к гибели морских животных.

Ведущий: – Что же мы должны знать о воде?

Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!

Все вместе. “Всем нужна вода!”

Бежит вода, струится – и прямо в домик твой.
К ней надо относиться как к ценности большой.
Коли зря течёт вода, кран закрой, а то – беда!

“Береги воду!”

Ученик: Запомни! Если водопроводный кран неисправен, подтекает, за 1 час накапает больше литра воды. Посчитай, сколько воды вытечет за день? Почти 3 ведра.. Вода – это драгоценный дар природы. И мы должны её беречь. Без воды нет жизни. Всё живое погибнет без воды.

“Вода – это жизнь!”

Ученик: Загадаю вам загадку.

Пусть не виден он совсем,
Но скажу вам – нужен всем.
Пусть его совсем не слышим,
Но зато мы все им дышим. (Воздух)

Такой большой,
Что занимает весь мир.
Такой маленький,
Что пролезет в любую щель. (Воздух)

Ведущий: Однажды на уроке окружающего мира Незнайку попросили рассказать, что он знает о воздухе. Послушайте, что он ответил, и исправьте его ошибки.

(Выходит мальчик в костюме Незнайки)

Воздух мне видим, когда я смотрю на небо. Он заполняет всё пространство между предметами. Нет воздуха только в воде и в почве. Воздух нужен человеку, всем животным и некоторым растениям. Воздух прозрачен, бесцветен, имеет запах свежести и не имеет вкуса. Тёплый воздух совсем не легче холодного, иначе летом он весь бы от нас улетал к солнцу. Воздух хорошо проводит тепло, поэтому в Сахаре жарко.

Ведущий: А теперь правильный ответ.

Воздух невидим. Он заполняет всё пространство между предметами. Воздух есть в воде и в почве. Воздух нужен человеку, всем животным, растениям. Он прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса. Тёплый воздух легче холодного. Воздух плохо проводит тепло.

Ученик: Тревожные факты. <Слайд 18>

– Сгорание 1 тонны угля требует такое количество кислорода, которое хватит для жизни 10 человек в течение года.

– За 1000 км пути легковой автомобиль расходует такое количество кислорода, которое хватило бы водителю на 1 год жизни.

– Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу до 200 т сажи в год.

– Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городах из-за поступления выхлопных газов в атмосферу, выделение кислорода снижается в 10 раз.

Ведущий: Поговорим ещё об одном природном богатстве.

Сама не ест, а всех кормит. (Почва)

Ученик: О почве.

<Слайд 19>

– За год в лесах наших широт нарастает слой почвы всего в 2-3 миллиметра. А сгорает он за несколько минут. Долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зелёным ковром.

– Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 226 тысяч лет. А там, где нет растений – за 15 лет.

Сильные ветры способны унести слой почвы толщиной 15 см.

– Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до тысячи лет.

Игра “Полезно-вредно”

Нужно разложить на две группы карточки, что вредно и что полезно для почвы.

(Снегозадержание, образование оврагов, посадка растений, выветривание, внесение удобрений, закапывание мусора, использование ядохимикатов, размывание водой, сжигание сухой листвы, выбрасывание отходов)

Ведущий: А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок? Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь посмотрите на чудо, которое видеть раньше вы нигде не могли. Не рвите зря цветы. Пусть они цветут те не долгие мгновения, которые отпущены им природой, и радуют нас. Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас бережного отношения к себе. Сейчас леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.

<Слайд 20>

В лесу живут “братья наши меньшие”: птицы, звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они охраняют урожай, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу жизнь. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.

Человек!
Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы,
Ведь это всё слова,
Что царь природы ты!
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

<Слайд 21>

Ведущий: (Показывает Красную книгу) Что это за книга? Для чего она нужна? Да, в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Охраняется Красною Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Ведущий. А сейчас, ребята, предлагаем посмотреть сказку “Про Балду и окружающую среду”

Сказка “Про Балду и окружающую среду” (приложение 2 )

<Слайд 22-24>

Ведущий: Заканчивая наш разговор, хочется напомнить вам высказывания русских писателей:

“Счастье – быть с природой, видеть её, говорить с ней”.

Л.Н. Толстой

“Человек должен украшать землю”

М. Шолохов

“Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля”

К.Г. Паустовский

<Слайд 25>

Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите!

Песня “Лесной марш”