Усадьба вешаловка (вешеловка), липецкая область, липецкий район. Усадьба знаменское, липецкая область Вешаловка храм знамения

Предыдущие две фотографии были сделаны Г.И. Гунькиным, признанным мастером художественной фотофиксации памятников истории и культуры, чьи снимки объектов культурного наследия Липецкой области 1960-1970-х гг. уже стали историческими документами и применяются при разработке проектов реставрации данных памятников архитектуры.

Георгий Иванович Гунькин родился 30 июня 1911 г. в с. Подгорное Липецкого уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. В 1931 г. по совету академика И.П. Машкова (своего земляка) поступил в Московский архитектурный институт, по окончании которого со специальностью архитектор в 1939 г. был направлен на станцию Шлиссельбург Ленинградской области, где начал свою трудовую деятельность. В годы ВОВ работал по специальности, в 1943 г. призван в ряды РKKА, но по состоянию здоровья через год был демобилизован.

После окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. Георгий Иванович Гунькин поступил работать в комитет по делам архитектуры при Совете министров РСФСР, через год - в Институт истории искусств АН СССР на должность младшего научного сотрудника. Там он серьезно увлекся изучением творчества архитектора В.И. Баженова, в том числе и на Липецкой земле, обретя единомышленника в лице директора Института истории искусств АН СССР И.Э. Грабаря. Ими в 1951 г. в соавторстве с Т.П. Kаждан выпущен фундаментальный труд «Неизвестные и предполагаемые постройки В.И. Баженова», на страницах которого опубликована статья Г.И. Гунькина «О Церкви Знамения Божией Матери в селе Вешаловка Липецкого района». Изучению усадьбы и церкви в с. Вешаловка Георгий Иванович посвятил много лет своей жизни, атрибутируя Знаменский храм в качестве одной из наиболее ярких построек великого зодчего в русской провинции. После публикации этой книги Г.И. Гунькиным были выявлены и обследованы другие предполагаемые им творения Баженова на Липецкой земле. Увлечение творчеством зодчего не покидало Георгия Ивановича всю жизнь.

В 1947 г. Г.И. Гунькин познакомился с известным архитектором и реставратором П.Д. Барановским. В 1961 г. поступил на работу в Научно-методический совет по охране памятников культуры при Министерстве культуры СССР. Там он совместно с Барановским и Маковецким занимался реставрацией памятников архитектуры. В 1960-е гг. им лично были проведены исследования и обмеры памятников архитектуры Рязанской области, а так же продолжено выявление и обследование памятников архитектуры Липецкой области. Kроме того, Георгий Иванович участвовал в экспедициях Института археологии Академии наук СССР по исследованию античных городов Аполлония в Албании, Пантикапея (г. Kерчь) и Фанагории.

С 1966 г. Георгий Иванович работал в Московском архитектурном институте в качестве руководителя студенческого проектно-конструкторского бюро, по совместительству преподавал на кафедрах введения в архитектурное проектирование и архитектурной реставрации. Прекрасно эрудированный специалист-реставратор, он мог ответить на любой вопрос, квалифицированно решить трудную задачу. «Настоящая ходячая энциклопедия», - говорили о нем коллеги. Продолжая преподавать в МАРХИ, в 1967 г. Георгий Иванович был назначен на должность заведующего библиотекой института. А в 1972 г. переведен в НИС старшим научным сотрудником, но преподавательскую деятельность не оставил. С 1973 г. и до пенсии Гунькин работал в качестве главного реставратора, а позже и главного консультанта Академии художеств, продолжал заниматься изучением неизвестных построек В.И. Баженова, в том числе и на Липецкой земле, боролся за скорейшее восстановление Царицынского дворцово-паркового ансамбля.

Работая долгие годы в Москве, Георгий Иванович каждое лето приезжал на свою родину в Липецкую область, где проводил обследования, обмеры и фотофиксацию памятников истории и архитектуры родного края. В 1983 г. он ушел на пенсию по состоянию здоровья, но продолжал в меру сил заниматься любимым делом - изучением памятников архитектуры. Его материалы стали хорошим подспорьем в последующем изучении и реставрации памятников архитектуры Липецкой области. Kроме того, Г.И. Гунькин внес большой вклад в организацию государственной охраны памятников истории и культуры Липецкой области, выявив сотни исторических зданий и сооружений области с оформлением учетных карточек и паспортов на данные памятники. Его труды в этой сфере не потеряли своего значения и в настоящее время.

Работы Г.И. Гунькина опубликованы в «Истории русского искусства» (том VI, совместно с И.Э. Грабарем), в сборнике статей о творчестве В.И. Баженова в «Ежегоднике» Института истории искусств. Kроме того, он выполнил иллюстрации в первых шести томах «Истории русского искусства», в третьем томе «Всеобщей истории искусств» (автор М.В. Алпатов), в книге «Рязань» (автор М.А. Ильин) и других изданиях.

Координаты: N 52° 45.240" ; E 39° 17.220"

Адрес: Липецкая область, Лебедянский р-н, с. Вешаловка

Вешаловка образовалась в результате слияния двух селений - Вешеловки (позже поменялось на Вешаловку) и Знаменского. Название предположительно пошло от слова "вешний". Село расположено на пересохшей реке Сухая Лубна, в которую весной стекают вешние воды. Есть предположение, что недалеко от Вешаловки разбойники похищали свернувших с Лебедянского шоссе людей, грабили и вешали.

Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым. Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село в то время называлось Знаменским. Автором проекта церкви предположительно был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). Однако, документальных подтверждений этой гипотезе нет. Так же ряда исследователей говорит о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов, однако в обозначенный период работы над проектом этой церкви Баженов вроде бы ещё не был членом масонской ложи в России. В общем, непонятно.

Храм сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Особенностью этого стилевого направления было сочетание планировочных и объемно-пространственных принципов классицизма с использованием свободно трактуемых форм древнерусского зодчества и отдельных мотивов европейской готики. Островерхие четырехгранные шатры и шпили, стрельчатые арки и окна уживаются с русским пятиглавием и классическими пилястрами. Храмовая часть квадратная в плане, с ризалитами, фланкирующими северный и южный фасады, завершёнными угловыми островерхими главками из кирпича, перекрыта коробовым куполом со слуховыми окнами по четырем сторонам света. Особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор.

Четырехъярусная колокольня, три верхних яруса которой круглые в плане, по верхнему периметру первого и третьего яруса имеет балконы. Архитектурное решение колокольни перекликается со стилевыми поисками европейских зодчих, осуществляемых в направлении историзма в русле преромантической традиции последней трети XVIII века.



Узкий небольшой восьмигранный световой барабан с высоким шпилем из кирпича венчает сам храм. Прямоугольная апсида декорирована по трём сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру.

Ни для кого не секрет, что в церквях РПЦ довольно проблематично получить разрешение (благословение) на съёмку. В "готичной" Знаменской церкви всё наоборот. Пожертвуйте сколько не жалко на храм и фотографируйте себе на здоровье.

После революции храм пришёл в запустение, а в 1987-1988 годах начались первые реставрационные работы.


В 1999-2003 годах был выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. На фото современный кирпич прекрасно видно - он более красный.

Интерьеры храма подготовили под роспись и начали благоустройство территории

Трапезная уже расписана.

Потолок трапезной.

Последним священником Знаменской церкви был Проскурин Иван Иванович, 1900 г.р., уроженец с. Казинка Задонского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 28.10.1937 по ст. 58-10-1, 58-10-2 приговорен к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 18.04.1989. В настоящее время настоятелем храма является иерей Андрей Владимирович Предеин.

Когда-то дом церковного причта (например, в 1893 году штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика), сейчас жилище настоятеля.

Раньше колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню. Входы в церковь расположены с севера и с юга построенного перехода между колокольней и трапезной. На верх ведёт узкая винтовая лестница с истёртыми ступенями.

Окна "слухи" в шатре колокольни.

Усадебный дом Татищевых выглядел скромнее церкви, был одноэтажным, из дерева и крыт соломой. Что, конечно, удивительно, при таком-то роскошном храме. Рядом располагались два деревянных флигеля для прислуги и работных людей, несколько деревянных амбаров для хранения зерна, скотный двор и конюшня. В овраге неподалёку была построена плотина, на которой стояла мукомольная мельница, работавшая только в полую воду. Перед домом, с северной стороны, была разбит небольшой сад. В 1804 году Татищевы продали имение капитану артиллерии Ивану Иосифовичу Кожину. После смерти Ивана Иосифовича его имения были разделены на десять частей. Знаменское досталось Михаилу Ивановичу Кожину.

Позднее он станет предводителем уездного дворянства в Липецке, а также директором-акционером общества Липецких Минеральных вод, владельцем большого пакета акций этого общества. М.И. Кожину при разделе отцовских имений в качестве компенсации достанется и большая сумма денег. На эти деньги он и начнет грандиозное переустройство усадьбы Знаменское в середине 1860-х годов. К одноэтажному дому, который он обложил кирпичом, пристроили два двухэтажных объема, так что образовалось здание в виде буквы "П". В длину оно занимало более 60 метров, в ширину - 40 метров. Во всем доме насчитывалось более 100 комнат. Дом стоял на берегу большого пруда, к нему шли широкие ступени в несколько маршей. Архитектура дома была выдержана в той же манере, что и построенная раньше церковь. Над крышами новых зданий высились шпили и башенки, напоминающие такие же на церкви Знамения. Фасад старого здания был украшен ризалитом, который придал всему дому единый облик. С северной стороны дома, напротив главного входа, был разбит огромный французский парк, размерами 1200 метров в длину и 400 метров в ширину. Перед главным входом в дом в виде большого полукруга располагался партер, обсаженный сиренью и акацией, внутри которого по обеим сторонам въездной дороги были цветники и клумбы. По периметру всего партера шла ажурная ограда из красного кирпича. Дальше, к северу, за куртинами с ягодами находились оранжереи, где даже в зимнее время росли диковинные для нашего края деревья и цветы. В глубине парка был выкопан ряд небольших прудов-сажалок. Аллеи из сосен, липы и дуба пересекались с аллеями из кустарников - боярышника, сирени, жимолости, акации. По территории усадьбы были проложены дороги, обсаженные деревьями и кустарниками, они вели в Липецк, Лебедянь, Вешеловку и Кузминку. Проезд крестьянам этих сёл через усадьбу был запрещен. С юга располагался каскад прудов, где плавал диковинный для здешних мест тюлень. В 300 метрах к востоку от усадебного дома, за прудом, был заложен большой плодовый сад, который состоял из пяти куртин. Сад имел в длину 690 метров, в ширину 550 метров. Хозяйственные постройки и службы находились за плодовым садом: конюшня, скотный двор, птичники, "молочня", где перерабатывалось молоко. Все постройки были кирпичными и имели добротный вид. Недалеко от них на берегу пруда для рабочих и обслуживающего персонала усадьбы были выстроены дома из красного кирпича. Здесь же располагались амбары и склады. О размерах складов говорит тот факт, что лошадь с телегой заезжала на крышу склада, и с телеги ссыпалось зерно или другая сельхозпродукция через проем прямо в склад. Рядом с парадным входом в дом высилась большая смотровая башня в четыре этажа, напоминавшая башню средневекового замка: сюда поднимались, чтобы полюбоваться красивой панорамой.

Есть в Липецкой области, в селе Вешаловка, уникальное культовое сооружение - небезызвестная Знаменская церковь в "готическом" стиле. Поэтому, будучи в тех краях, мы не могли обойти вниманием столь удивительный памятник архитектуры. Более того, церковь была построена ещё в XVIII веке в имении и на средства представителя старинного дворянского рода Татищевых. В этом посте мы со всех сторон рассмотрим храм в деталях, а заодно ознакомимся с судьбой усадьбы, от которой да наших дней уцелела лишь высокая "средневековая" башня, в полном одиночестве устремлённая ввысь.


Начну свой рассказ сразу с главной достопримечательности и доминантой этого места - Знаменской церкви. Очень непривычно на наших просторах встречать такие яркие примеры европейского зодчества. Храм этот сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Стоит отметить, что особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор.


Немного об истории возникновения церкви: с 1787 года владельцем этих земель являлся гвардии ротмистр Яков Афанасьевич Татищев. В те года весь усадебный ансамбль состоял из деревянного главного дома и небольшого сада перед ним. Однако, в 1768 году на свои средства Яков Афанасьевич закладывает каменную церковь иконы Знамения Божией Матери. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий В.И. Баженов. Хотя прямых доказательств этого не существует. Строилась церковь довольно долго - называется 1784 год, но окончательной датой принято считать 1794 год.

Верхний ярус заканчивается шатровым венчанием со слуховыми окнами.

Колокольню опоясывают несколько ярусов белокаменного декора.

Насколько изящно смотрится фасад храма.
Белым камнем отделана вся церковь: им украшены карнизы, выложены шпили и башенки.

Небо над храмом пронзают высокие стройные шпили с крестами.

В куполе с четырех сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами.


Сохранились старинные двери. Скорее всего деревянные обшитые железом.

Надо отдать должное советским реставраторам, которые в 1987 году приступили к восстановлению этой церкви.


Вот такой преинтереснейший храм мы посетили в Липецкой области. Хотя, ранее эти земли относились к Тамбовской губернии и только после 1917 года сёла Знаменское и Вешеловка были объединены и получили название Вешаловка.


В двадцати метрах от Знамеснкой церкви сохранились руины часовни - родовой усыпальницы последующих владельцев имения - господ Кожиных. Именно с ними связана дальнейшая незавидная судьба усадьбы.


Незавидная поскольку от некогда роскошного главного дома сохранилась лишь эта "средневековая" башня.


Недолго село Знаменское находилось во владении Татищевых: в 1804 году они продают имение Знаменское капитану артиллерии И. И. Кожину. После его смерти усадьба достанется Михаилу Ивановичу Кожину, который вступает во владение в 1828 году. Позднее он станет предводителем уездного дворянства в Липецке, а также директором-акционером общества Липецких Минеральных вод. М.И. Кожину при разделе отцовских имений достанется большая сумма денег. На эти деньги в середине 1860-х годов он и начнет грандиозное переустройство усадьбы Знаменское. Архитектура нового дома была выдержана в той же манере, что и построенная ранее церковь.


Рядом с парадным входом в дом высилась большая смотровая башня в четыре этажа, напоминавшая башню средневекового замка: сюда поднимались, чтобы полюбоваться красивой панорамой.

Однако, в 1920-ых усадьба прекратила своё существование. Главный дом сгорел и был разобран на слом.


Есть ещё одна известная достопримечательность в Липецкой области - храм Дмитрия Солунского в селе Берёзовка.

Но о нём и других интересностях речь пойдёт в следующих отчётах.

Ли́пецкая о́бласть - субъект в составе Российской Федерации. Областной центр - город Липецк. Образована 6 января 1954 года из смежных районов Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Площадь - 24 047 км². По этому показателю область занимает 72 место в России и последнее среди пяти регионов Центрально-Чернозёмного экономического района. Липецкая область граничит с Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской областями. Население - 1 150 201 чел. (2018) - 3-е место в Центрально-Чернозёмном экономическом районе и 45-е в России. Плотность населения - 47,83 чел./км². В ноябре 2017 года, на шестом Санкт-Петербургском культурном форуме Липецкая область была отмечена министерством культуры РФ как регион, динамично развивающийся в области культуры. Много полезной информации вы найдете тут простройммагнитит

Достопримечательности и архитектура

В Данковском районе Липецкой области в имении Полибино расположено уникальное архитектурное сооружение - первая в мире гиперболоидная конструкция, стальная ажурная сетчатая башня удивительной красоты. Первую гиперболоидную башню построил и запатентовал инженер и учёный Владимир Григорьевич Шухов. Эта шуховская башня была построена и представлена на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде 9 июня 1896 года. Первую в мире гиперболоидную башню купил меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов и установил в Полибино. Гиперболоидные конструкции впоследствии строили многие великие архитекторы: Гауди, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер. Аналогичные сетчатые башни-оболочки построены в XXI веке в Китае (610-метровая), Арабских эмиратах, Испании, Венгрии, Великобритании, Чехии, Норвегии и др. странах.

В Данкове расположен единственный в Липецкой области планетарий.

Дворец Нечаевых, конец XVIII века, архитектор В. И. Баженов. В Ельце расположены многочисленные памятники церковной и светской архитектуры, в том числе Вознесенский собор (1889; Построен по проекту известного архитектора К. А. Тона, автора Московского вокзала в Санкт-Петербурге и Ленинградского в Москве, а также - Храма Христа Спасителя). С Ельцом тесно связана жизнь И. А. Бунина, М. М. Пришвина, Т. Н. Хренникова, Н. Н. Жукова и др.


В Задонске также имеются значительные памятники церковной архитектуры и истории, в том числе три действующих монастыря.

В усадьбе Полибино расположен классический дворец XVIII века, построенный по проекту архитектора В. И. Баженова в стиле ампир в конце XVIII века и обширный парк, спускающийся от дворца до берега Дона. Эта усадьба была родовым имением Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, великого мецената России, пожертвовавшего на строительство и экспонаты Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) в Москве более миллиарда долларов (в пересчёте по современному курсу)[источник не указан 2415 дней]. До революции в усадьбе Полибино у Ю. С. Нечаев-Мальцова гостили и творили Л. Н. Толстой, И. Е. Репин, И. К. Айвазовский, К. А. Коровин, В. Д. Поленов, В. В. Васнецов, И. В. Цветаев, А. Н. Бенуа, Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова.

В Становлянском районе расположен Мещерский дендрарий - крупнейшая по площади лесостепная опытно-селекционная станция (ЛОСС) в России с собранием интродукцированной флоры из северных районов Европы, Азии и Северной Америки.

В селе Борки Тербунского района расположена Усадьба Борки, называемая так же Борковский замок. Это единственный в области памятник архитектуры в английском готическом стиле, является памятником архитектуры последней четверти XIX века. В начале века усадьба принадлежала двоюродному брату императора Николая II Великому князю Андрею Владимировичу Романову.

В Усмани находятся две Триумфальные арки в честь войны 1941-1945-х годов и победы над немецкими фашистами.[источник не указан 1721 день] На территории Чаплыгинского района Липецкой области в поместье Рязанка создан мемориальный музей П. П. Семенова-Тян-Шанского.

Знаменская церковь в усадьбе Вешаловка October 31st, 2013

Есть в Липецкой области, в селе Вешаловка, уникальное культовое сооружение - небезызвестная Знаменская церковь в "готическом" стиле.
Поэтому, будучи в тех краях, мы не могли обойти вниманием столь удивительный памятник архитектуры. Более того, церковь была построена ещё в XVIII веке в имении и на средства представителя старинного дворянского рода Татищевых. В этом посте мы со всех сторон рассмотрим храм в деталях, а заодно ознакомимся с судьбой усадьбы, от которой да наших дней уцелела лишь высокая "средневековая" башня, в полном одиночестве устремлённая ввысь.


Начну свой рассказ сразу с главной достопримечательности и доминантой этого места - Знаменской церкви. Очень непривычно на наших просторах встречать такие яркие примеры европейского зодчества. Храм этот сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Стоит отметить, что особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор.

Немного об истории возникновения церкви: с 1787 года владельцем этих земель являлся гвардии ротмистр Яков Афанасьевич Татищев. В те года весь усадебный ансамбль состоял из деревянного главного дома и небольшого сада перед ним. Однако, в 1768 году на свои средства Яков Афанасьевич закладывает каменную церковь иконы Знамения Божией Матери. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий В.И. Баженов. Хотя прямых доказательств этого не существует. Строилась церковь довольно долго - называется 1784 год, но окончательной датой принято считать 1794 год.
Изначально колокольня была отельностоящей и поэтому не имеет традиционного входа с запада.

Вехний ярус заканчивается шатровым венчанием со слуховыми окнами.

Колокольню опоясывают несколько ярусов белокаменного декора.

Насколько изящно смотрится фасад храма.
Белым камнем отделана вся церковь: им украшены карнизы, выложены шпили и башенки.

Небо над храмом пронзают высокие стройные шпили с крестами.

В куполе с четырех сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами.

Фрагмент: люкарна с ланцетовидным окошком и шестиконечной звездочкой.

Сохранились старинные двери. Скорее всего деревянные обшитые железом.

Надо отдать должное советским реставраторам, которые в 1987 году приступили к восстановлению этой церкви.

Прямоугольная апсида декорирована по трём сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру.

Вот такой преинтереснейший храм мы посетили в Липецкой области. Хотя, ранее эти земли относились к Тамбовской губернии и только после 1917 года сёла Знаменское и Вешеловка были объединены и получили название Вешаловка.

Везде пишут, что у церкви нет аналогов. Однако, это не так. Переместимся за сотни километров в Московскую область, в Клинский район, в село Поджигородово. И что мы видим? Аналогичный по обёъмно-планировочному решению храм! Та же колокольня, объём храма, люкарны с ланцевидными окнами. Разница лишь в том, что здесь храм лишён насыщенного неоготического декора, присутствующего в Вешаловке.

Картина вырисовывается, когда мы узнаём историю этого места. Усадьбу в Поджигородово начали строить в 1770-х годах братья А.М. и П.М. Юрьевы. Архангельская церковь в их имени была возведена 1778—1783 года, т.е. в те же года, что и Знаменская. Откуда же такое сходство? Оказывается, всего в нескольких верстах от этой усадьбы находилась старейшая вотчина Татищевых - усадьба "Никольское, Сверчково тож". Мне долго пришлось разбираться в инициалах Татищевых, потому что инет пестрит противоречивой информацией. И вот нить распутана! В те годы имением Никольское владел Алексей Данилович Татищев - младший брат Афанасия Даниловича, отца Якова Татищева - устроителя Знаменской церкви в Вешаловке. Думаю, такое соседство и схожесть церквей неспроста. В собственном селе у А.Д. Татищва ещё ранее (1738-1758 гг.) была выстроена своя Никольская церковь. Вот такой интересный факт!

Перенесёмся обратно в Липецкую область, в село Вешаловка, где в двадцати метрах от Знамеснкой церкви сохранились руины часовни - родовой усыпальницы последующих владельцев имения - господ Кожиных. Именно с ними связана дальнейшая незавидная судьба усадьбы.

Незавидная поскольку от некогда роскошного главного дома сохранилась лишь эта "средневековая" башня.

Недолго село Знаменское находилось во владении Татищевых: в 1804 году они продают имение Знаменское капитану артиллерии И. И. Кожину. После его смерти усадьба достанется Михаилу Ивановичу Кожину, который вступает во владение в 1828 году. Позднее он станет предводителем уездного дворянства в Липецке, а также директором-акционером общества Липецких Минеральных вод. М.И. Кожину при разделе отцовских имений достанется большая сумма денег. На эти деньги в середине 1860-х годов он и начнет грандиозное переустройство усадьбы Знаменское. Архитектура нового дома была выдержана в той же манере, что и построенная ранее церковь.

Рядом с парадным входом в дом высилась большая смотровая башня в четыре этажа, напоминавшая башню средневекового замка: сюда поднимались, чтобы полюбоваться красивой панорамой.

Однако, в 1920-ых усадьба прекратила своё существование. Главный дом сгорел и был разобран на слом.

Единственный, почему-то оставшийся в живых, свидель усадебного ансамбля Кожиных.

Есть ещё одна известная достопримечательность в Липецкой области - храм Дмитрия Солунского в селе Берёзовка.

Но о нём и других интересностях речь пойдёт в следующих отчётах.